Воскресение Христово ‑ Пасха в протестантской церкви. Справка


Па́сха, Воскресе́ние Христо́во, Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Иисуса Христа - центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. Помимо богослужений в пасхальный период церкви организуют большое количество других праздничных мероприятий, это и концерты, и выставки, и другие акции. Однако самое главное во всех этих мерприятиях это рассказ о добровольной жертве Иисуса Христа за грехи всех людей и чудесном Воскресении Господа.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
(Иоан.3:16)

Фрагмент статьи епископа Сергея Ряховского в газете "Московский Комсомолец :

"Воскресение Христово! Для христиан – это не просто еще один праздник, не просто воспоминание о когда-то случившемся событии. Это живое переживание реальности Воскресения, реальности победы жизни над смертью. В этом событии сконцентрирована вся суть нашей веры. Мы знаем, что мы любимы и приняты Богом, что наши грехи прощены, а сердца очищены от вины и страха.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, встреча с Воскресшим дает радость тем, кто в скорби, надежду тем, кто ее уже утратил. Именно поэтому Пасха – главный праздник для всех христиан.

Но не все, читающие эти строки, разделяют мою веру. Именно к ним я и хочу обратиться в этот праздничный день. Есть ли смысл в праздновании Пасхи для тех, кто (уже? или еще?) не считает себя христианином? Я убежден, что есть, поскольку воскресение Христа – это Радостная Весть для всех жителей Земли. Многое из того, что совершил Христос, принесло благо и тем, кто христианами не является. Встреча учеников с Воскресшим в то пасхальное утро изменила не только их жизни, в конечном счете, весь мир стал другим. Можно точно говорить, по меньшей мере, о трех таких вещах, тесно связанных с пасхальными событиями..." (полностью статью можно прочитать по )

Самое главное в Пасхе, это её современность, как две тысячи лет назад Господь простирает свои любящие руки к каждому:

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною."
(Откр.3:20)

О том, когда отмечаетмся праздник Пасхи протестантскими церквями России рассказывает руководитель отдела богословия Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) пастор Михаил Дубровский :

Расхождение в датах празднования Пасхи между христианами различных традиций обусловлено не богословскими причинами, а разницей в церковном календаре. При этом важно отметить два принципиальных момента:

1. Точная дата Распятия и Воскресения неизвестна, потому все христиане празднуют не день, а событие. Для христиан любой традиции принципиально важно исповедание, что Иисус Христос умер за наши грехи, и это была реальная, зафиксированная смерть. И Он воскрес из мертвых на третий день, и это было реальное, физическое воскресение. Именно это событие - победу Господа над грехом и смертью, а соответственно, и нашу победу в Нем мы и празднуем в этот день.

2. Традиция праздновать Пасху только один раз в году в Церкви установилась далеко не сразу. Известно, что в первом веке христиане еженедельно отмечали это событие: в пятницу был день поста и скорби, а первый день недели, воскресенье (именно воскресный день считается первым днем недели в Новом Завете и по сей день в большинстве календарей неделя начинается с воскресенья) был днем радости и веселья. И только во втором веке начинается формирование традиции ежегодного празднования Пасхи.

Постепенно была сформирована традиция и исчисления даты празднования Пасхи, которой придерживалось большинство церквей (хотя всегда были общины, которые праздновали в другой день, и это не было проблемой для Церкви). Различия в датах празднования Пасхи на Востоке и на Западе произошло в связи с реформой календаря. Согласно канонам вычисление даты праздника привязано к дню весеннего равноденствия (упрощенно Пасха должна праздноваться в первое воскресение после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия). Это - астрономическое явление, которое, конечно, от календаря не зависит. Но в сознании людей и, соответственно, в календаре день весеннего равноденствия привязан к 21 марта. А поскольку "западный" (Григорианский) и "восточный" (Юлианский, который также является и церковным календарем для ряда православных церквей) отличаются на 13 дней, соответственно, отличаются и даты празднования Пасхи.

Протестанты в целом живут по григорианскому календарю. Но в российском контексте большинство протестантских общин празднует Пасху по восточному календарю, вместе с православными. В этом году - 1 мая.

Использованы материалы РИА Новости , интернет-сообществ

Самый большой православный праздник – Пасха, Светлое Христово Воскресение. В эти дни в храмах идут богослужения, которые отражают события, произошедшие почти две тысячи лет назад: смерть Иисуса в Страстную Пятницу и воскресение в Светлое Воскресенье.

«Почему Пасха каждый год в разные дни? Какого числа католическая и православная Пасха в 2019 году?», – интересуются многие верующие. Об этом мы сегодня и расскажем.

Почему Пасха каждый год в разные дни?

Каждый год ее дата определяется церковнослужителями по определенной схеме. День празднования Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю. Она отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

И александрийская (восточная), и григорианская (западная) пасхалии основываются на этом принципе. При вычислениях учитывается дата весеннего равноденствия, весеннее полнолуние; кроме того, праздник должен приходиться на воскресенье.

В разных христианских конфессиях для вычисления даты этого праздника используются разные правила (в русской православной церкви это делают по юлианскому календарю, в некоторых других церквях – по григорианскому).

Так как восточные и западные христиане используют разные пасхалии, то и даты Пасхи у православных верующих, католиков и протестантов получаются разными. Получается так, что иногда Пасха у православных христиан празднуется на неделю недели позже, иногда на пять. Но бывает, что даты праздника у разных конфессий совпадают.

Происходит это в силу того, что в расчет идет не только летосчисление по юлианскому и григорианскому календарю, но и учёт фаз луны солнца и луны. Пасха может выпадать только на воскресный день, который идет вслед за первым весенним полнолунием, но не ранее 21 марта.

Православные верующие, греко-католики и верующие древневосточных церквей рассчитывают дату праздника следующим образом: она должна приходиться на один из дней с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю, что соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по новому стилю.

Какого числа православная Пасха в 2019 году?

В 2019 году православные верующие будут отмечать Пасху 28 апреля, а накануне закончится Великий пост.

Теперь вы знаете, почему Пасха отмечается каждый год в разные дни. Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней, а на сороковой отмечается Вознесение Господне, когда Христос вознесся на небо, благословив апостолов.

К Пасхе привязаны и другие важнейшие преходящие праздники, даты которых каждый год меняются (Пятидесятница, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим), а также период соблюдения Великого поста.

Какого числа католическая Пасха в 2019 году?

В 2019 году католики будут праздновать Пасху 21 апреля. Центром празднования станет город-государство Ватикан, где пройдет торжественная месса под открытым небом, которую посетят тысячи верующих.

Когда православная и католическая Пасха отмечается в один день?

В некоторые годы случается так, что схемы вычисления и по юлианскому, и по григорианскому календарю определяют для празднования Пасхи один и тот же день. Так, в было, например в 2017-ом.

Как часто случается так, что дата православной Пасхи приходится на тот же день, что и у католиков? Если, к примеру, говорить о первой половине XXI века, католики и православные вместе праздновали Христово Воскресение уже сем раз: сначала через 3 года — в 2001, 2004, 2007, затем два года подряд — в 2010 и в 2011, потом снова через 3 года в 2014 и в 2017 годах.

Теперь до следующего такого совпадения будет достаточно длительный перерыв до 2025 года, потом снова совпадения будут повторяться через 3 года — в 2028, 2031, 2034, после этого два года подряд — в 2037 и в 2038, потом опять с частотой в 3 года — в 2041, 2045 и 2048 годах.

В воскресенье, 16 апреля, верующие католики, протестанты и православные отмечали Пасху. Подобное совпадение, когда три направления христианства празднуют самый главный христианский праздник в один день - редкость.

Обычно празднование Пасхи у православных и католиков расходится, так как западные христиане при исчислении даты используют григорианский календарь, а православные — юлианский (в простонародье - старый стиль).

Пасха или Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента христианского учения.

На территории будущей Украины праздновать Пасху начали в конце первого тысячелетия, с приходом христианства.

В христианской литературе говорится, что Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, а особое место занимает в них рассказ о Тайной Вечери , которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнес слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника: Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате "ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда", а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия (причащение).

Напомним, ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — "прехождение от смерти к жизни, от земли к небу".

За неделю до Пасхи православные отмечают Вход Господень в Иерусалим, называемый Вербное Восресение . По древнему иудейскому преданию, Мессия — Царь Израилев - должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря , торжественно встречал Иисуса как Царя с ветвями пальмы - растения, символизирующий чистоту и непогрешимость. Католики называют этот праздник - Пальмовое воскресенье . Поскольку пальма в наших широтах не растет, в православной традиции ее заменили вербой - растением, которое первым расцветает после прихода зимы и символизирует начало новой жизни.

В субботу перед Вербным воскресеньем в православных церквях проводится Всенощное бдение. Все верующие в этот вечер идут на службу с вербными или ивовыми ветками в руках. Служители церкви окропляют ветви прихожан святой водой. В честь входа в Иерусалим Иисуса, верующие стоят с зажженными свечами до конца служения.

В воскресенье, на следующий день, принято вновь приходить в церковь, чтобы еще раз освятить вербные ветви.

Следующая после Вербного воскресения неделя (перед праздником Пасхи) называется Страстная Седмица . Особо почитается Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота.

В Чистый четвер г принято приводить в порядок свой дом и очищать тело.

Страстная пятница и Великая суббота - дни, непосредственно предшествующие Пасхе и празднованию воскресения Христа. Они посвящены осмыслению мученической смерти Христа, который искупил ею грехи людей и открыл им дорогу к спасению души.

Празднование Пасхи начинается разговлением за праздничным столом, на котором в обязательном порядке должны присутствовать традиционные праздничные пасхальные яйца и куличи. Готовят их до Чистого четверга, а освящают в церкви во время богослужения в Великую субботу.

Пасхальная служба с субботы на воскресение сопровождается крестным ходом, когда священнослужитель вместе с паствой обходит храм под звон колоколов. По окончании крестного хода духовенство и верующие исполняют пасхальный тропарь, после чего настоятель храма отворяет его двери и все вновь входят в церковь для исполнения пасхального канона.

После этого наступает время христосоваться и обмениваться куличами и крашеными яйцами.

Окропление Пасок и Пасхального кошика святой водой у входа в церковь или храм ("святить пасхи") - одна из традиций празднования Пасхи у православных христиан.

Христосоваться - это приветствовать друг друга фразами "Христос воскрес!" — "Воистину воскрес!", трижды целоваться и обмениваться крашанками.

Этот обычай считается характерной чертой только славянских народов, в остальных странах мира данная традиция отсутствует.

Наиболее бурно праздник протекает в течение Светлой седмицы - недели, следующей за Пасхой, когда в храмах проводятся торжественные богослужения, крестные ходы, окропление святой водой.

Празднование Пасхи продолжается 40 дней, так как именно столько времени провел Христос на земле вместе со своими учениками после Воскресения.

Каждый год в субботу накануне Пасхи в Иерусалиме в храме Гроба Господня сходит Благодатный огонь . Для православных верующих он является символом заботы Господа.

Ежегодно вместе со всеми христианами протестанты всего мира празднуют Великое Христово Воскресение - Пасху.

Для протестантов Пасха является вторым по важности праздником после Рождества Христова. Традиционно западные протестанты празднуют Пасху в один день с католиками, а российские ‑ в один день с православными .

Разница в датах между православным и католическо‑лютеранским празднованием Пасхи определяется разностью стилей. Формула определения даты была установлена на Никейском соборе в IV веке, согласно которой Праздник Воскресения Христова отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Поскольку восточная и западная церкви пользуются разными стилями, то даты Пасхи чаще всего расходятся.

Большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо‑католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой.

Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет . В один день православные и протестанты отмечали Пасху в 2001, 2004, 2007 и в 2010 годах. В 2011 году в соответствии с календарями восточные и западные христиане также отметят Пасху вместе ‑ 24 апреля, затем пасхалии совпадут в 2014‑м и 2017‑м годах.

В традиционных протестантских течениях ‑ лютеранстве, англиканстве и др. пасхальные праздники являются кульминацией богослужебного года.

В некоторых лютеранских и англиканских церковных традициях Пасха начинается с ночной службы, во время которой происходит "благословение нового огня" (обряд, появившийся в начале Средневековья), зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания, за чем следует благословение купели, обряды крещения и пасхальная месса.

Протестантская церковь придает празднику Пасхи огромное значение. Протестанты особенным образом чтут этот праздник, вспоминая о воскресшем Христе и воспевая древние и современные гимны Христу, Который "Воскрес из мертвых! Смертию смерть поправ!"

По сравнению с православным и католическим богослужением пасхальное служение многих протестантских традиций выглядит простым и лишенным эффектных ритуалов.

Если в западных странах для протестантов главным праздником является Рождество Христово, то в России многие лютеране считают главным праздником в церкви Пасху.

Как и в православии, лютеранской Пасхе всегда предшествует страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. Но лютеране не исповедуют обязательный сорокадневный пост перед Пасхой, он является добровольным выбором каждого верующего.

В лютеранстве Пасхальная ночь, как первоначало христианского пасхального праздника, является наивысшей точкой всего церковного года. Пасхальное богослужение начинается в Пасхальную субботу, незадолго до полуночи. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде. В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная греческими буквами Α (альфа) и Ω (омега) - начальной и конечной буквами греческого алфавита. В соответствии со словами Христа ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.

Радость воскресения Христова и радость начала новой жизни находит своё место в получении подарков и одаривании ими в пасхальное утро детей, друзей, родных, знакомых и незнакомых людей.

В католических и лютеранских селах с четверга на страстной неделе переставали звонить колокола, а время в деревне объявляли группы подростков, ходившие по улицам с трещотками. За это они получали вознаграждение в страстную субботу. Страстной четверг назывался зеленым. В этот день обязательным блюдом на столе были щи из крапивы. Пятница отмечалась строгим постом. В субботу пекли пироги и булки к Пасхе, красили яйца. Кстати, традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, является общей для всех европейских народов. Перед церковью разжигали костер, на котором сжигали соломенное чучело Иуды. Ночью по домам ходил хор молодых парней, исполнявший под окнами религиозные песни. Католики и лютеране утром смотрели, как восходит солнце.

В пасхальное воскресенье утром после завтрака все жители деревни шли на кладбище, где пели пасхальные песни. Старший брат общины или пастор читал молитвы. После этого люди расходились по могилам родственников и тихо молились. С кладбища все отправлялись по своим домам, где готовились к религиозному собранию. В церкви или молитвенном доме собиралась вся деревня. Пасхальный понедельник был днем визитов. Пасхальный обед, как и в любой праздничный день, отличался обилием блюд. На первое подавали куриный суп с лапшой. Лапшу к праздничному обеду начинали готовить заранее. На пасхальном столе обязательно были яйца, сыр, масло. Пекли к празднику и фигурное печение в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.

В течение многих веков религиозные обряды дополнялись народными обычаями, многие из которых возникли из языческих праздников плодородия в Европе и Малой Азии.

Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями подарки - дары пасхального зайца, играют в пасхальные игры. Как правило, это крашеные яйца самых невообразимых цветов и оттенков. Особенно любимы пасхальные игры с яйцами были в немецких селах. Одной из самых распространенных была следующая: насыпали горку из земли, на нее клали яйцо и усаживались вокруг. В чью сторону яйцо скатывалось с горки, тот и брал его. Победителем оказывался тот, кто собирал больше яиц.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников