Что дает обряд венчания. Венчание - это что за обряд? В чем состоит таинство венчания? Правила венчания в православной церкви. Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов


Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно - из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей - Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I - начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» .

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва – «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 (“Блажени вcи боящиися Господа”) - своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма – Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) – Венцы на головах молодоженов - символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие – Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» – Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого - как и Причастия - в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить – В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. – Тропари («Исаия ликуй…» и «Святии мученицы…») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

Ныне, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.

Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.

И вот в ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А "свободный" (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. "Неплохо бы раз в 7 лет менять приче ку и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь".

В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака?

Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо чтобы вступившие а брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это - взаимная любовь супругов и уважение, это - не страстная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа к Церкви, потому Апостол и призывает: "Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню" (Еф. 5, 25).

Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.

С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.

А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.

Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.

"От супружества - счастие временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. - Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому:

Будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе.

Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но - ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других.

Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.

Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному.

Естественный, союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству" ("Начертание христианского нравоучения").

Бракосочетание

Когда добрые дети, отправляясь в какой-либо неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, тогда нежная мать, искренно благословляя их, каких задушевных чувствований своих не выражает, каких сердечных благожеланий при этом не изливает! Так же поступает любвеобильнейшая мать наша св. Церковь Христова, когда покорные чада ее - нареченные жених и невеста - являются во св. храм Божий, ища и прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь, по указанию управляющего всем Промысла Божия, в одну чету, жених и невеста вступают, подлинно, в новую для них - семейную жизнь, и потому не знают, что ожидает их впереди в этой супружеской жизни: радость ли, спокойствие, или душевные какие-либо тревоги, скорби. В таком случае для них потребно верное напутствие, необходимо истинное указание на предстоящем жизненном пути. И вот св. Церковь, с любовию и торжеством приемля в объятия брачующихся чад своих, среди своих благословений каких трогательных молений не изливает о них, каких благожеланий не возвещает им! И эти усердные мольбы свои, эти благожелания она сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (Требн.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.

Первая часть таинства брака - обручение.

Жених во св. храме становится по правую, а невеста по левую сторону, - так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его св. престола испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачующихся душа; как пламенно горят свечи - такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу, к св. Церкви, их благословляющей.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога св. Церковь при совершении таинства брака. Едва только жених и невеста вступили в храм Божий для испрошения себе благословения свыше на супружескую жизнь, св. Церковь тотчас же начинает воссылать свои моления ко Господу, где просит Его о брачующихся друг другу: о еже податися им чадом к продолжению рода; о еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи; о еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере; о еже благословипгися им в непорочном жительстве; о яко да Господь Бог дарует им брак честен и ложе нескверное.

Затем священник берет с престола перстни и возлагает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте.

Взяв сперва кольцо жениха, он трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами.

Перстень, по древнему обыкновению, служил печатью и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, - и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне - круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а она, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св. Евангелие и крест Христов; этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских. При этом св. Церковь словами св. псалмопевца, изображающего блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, отвечает на вопросы ума и сердца брачующихся, что ожидает их впереди, какая доля благополучия готовится им. "Блажени вси боящийся Господа, ходящий в путех Его" (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастья непреложная, как непреложно слово Божие. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и св. заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего могущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби...

Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем - как счастливую, так и неблагополучную, - и всенародно пред крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак. Жених и невеста должны вступать в брак по взаимному согласию и желанию: непринужденное расположение их друг к другу служит ручательством семейного счастья в супружестве и одним из важнейших условий законности брака.

Впрочем, сердечное взаимное сближение жениха и невесты, внушаемое словом Божиим (Быт. 24, 57-58; 28, 1-2), должно быть освящено благословением родителей и заступающих место их (Суд. 14, 1-3). Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения своих родителей: молитвы родителей, благословение их, по свидетельству слова Божия, утверждает дома детей (Сир. 3, 9), т.е. скрепляет счастье и благополучие семейной жизни детей.

Итак, по изъявлении женихом и невестою пред лицом Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению самого венчания. Устами священника в трогательных молитвах св. Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи Вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, вина и елея и всякия благостыни, дабы они могли, "всякое самодовольство имуще", преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, "зане молитвы родителей утверждают основания домов..."

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, - и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.

"Венцы, - объясняет св. Златоуст, - полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?" В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)", "Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и, трижды (в честь Св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)! "Господи! - как бы говорит этими молитвенными словами священник. - Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостью, как сияют их венцы, - и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть вредну, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские".

Так св. Церковь тайно действенно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).

Теперь супругам необходимо узнать свои обязанности в отношении друг к другу, - и вот Церковь Христова предлагает в читаемом при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по учению слова Божия, есть тайна великая (Еф. 5, 32), вследствие того, что он представляет собою отпечаток, отображает в себе духовно благодатный союз Христа Спасителя с Церковью. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя к Церкви, является источником всех супружеских добродетелей, источником взаимного семейного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни супружеского состояния, - она дары счастья возвышает и нужды бедности делает сносными. Муж есть глава жены, говорит св. ап. Павел, как и Хри тос - Глава Церкви (23 ст.). Но Спаситель до того возлюбил Церковь, что предал Себя за нее (25 ст.), умер на кресте ради ее святости и непорочности, - так и муж должен любить свою жену, как самого себя (33 ст.), должен любить до готовности положить, в случае надобности, самую жизнь за свою жену, дабы доставить ей истинное спасение. Мужья должны любить своих жен, как свои тела, учит тот же св. Апостол: любящий свою жену любит самого себя (28 ст.). Итак, муж должен быть главою своей жены, - но не безрассудною, не скудоумною, не ветреною, а главою разумною, мыслящею. Муж должен быть главою жены, - но не для того, чтобы мучить жену жестокосердием, холодностью, непомерными требованиями (жена есть тело мужа: если же голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама), - а для того, чтобы, по слову Божию, благоразумно обращаться с женой, как с немощнейшим сосудом, оказывая ей честь как сонаследнице благодатной жизни (1 Пет. 3, 7), чтобы быть всегда и везде образцом для жены своей и с христианскою кротостью замечать и исправлять недостатки ее. Муж должен быть истинным другом и попечителем неразлучной спутнице своей, должен искать отрады себе и утешения не на стороне, не в чужих домах и собраниях, а у себя дома, вблизи своей жены, которая оставила дом родителей своих ради мужа и всего ожидает от него одного...

Как Церковь повинуется Христу, так и жены - своим мужьям во всем, как Самому Господу (Еф. 5; 22, 24), повелевает слово Божие; но отнюдь жена не должна "властвовать над мужем... ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление" (1 Тим. 2, 12-14). Церковь Христова свято и богобоязненно исполняет волю Господа, - так должна поступать и жена в отношении к мужу своему. Жена должна стараться блюсти честь и имя того, кому сочетал ее Всеблагий Промыслитель, привлекать к себе расположение мужа не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою (1 Тим. 2, 9), а своею разумною покорностью, ненарушимою верностью, кроткими внушениями, добрыми распоряжениями в доме и всеми способами, которые дарует великое имя помощницы мужа.

Другой назидательный урок преподается супругам в положенном при бракосочетании евангельском чтении о браке в Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средств припасти достаточно вина для угощения брачных гостей, была, однако, достойна того, чтобы Сам Господь Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью почтили брак Своим присутствием, чтобы Сама Царица Небесная обратила на бедность ее Свое внимание и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачных чудесным претворением воды в вино.

Итак, бедность нисколько не препятствует супругам христианским богатеть благочестием: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Если новобрачные будут полагать главное сокровище свое в Боге, если будут украшаться христианским благочестием и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей, то Господь Бог, "сподобивый в Кане Галилейской честный показати брак Своим присутствием, Сам ущедрит их и исполнит дом их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, дарует обильное пропитание для супругов и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все труды их, на села и поля, на домы и скоты их, дабы все умножалось и сохранялось..." (Требник).

По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам. Приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов и покрыв их концом епитрахили (в знамение того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви), троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов.

По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих: "Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог". Затем в двух последующих молитвах: "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.

Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, - и чин венчания оканчивается.

Вот как все благообразно и к назиданию нашему совершается в священнодействии брака, как все возносит нас от земли к небу! Господь наш Иисус Христос для того и благоволил освятить брачный союз благодатию таинства, чтобы супруги христианские, представляя таинственный образ святейшего союза Его с Церковью и вспомоществуемые благодатию таинства, украшались богоподобными совершенствами.

Как же далеки должны быть от нас всякое движение бесчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая, как благоговейно и внимательно мы должны стоять во храме в то время, когда испрашивается благословение Господне для новой четы, когда незримо с нами присутствует Сам Господь Иисус Христос, подобно тому, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской!

На брачном торжестве св. Церковь дозволяет нам веселие и радость, но желает, чтобы радость и веселие наши были чисты, святы, достойны того великого таинства, ради коего они дозволяются. "Брак и учреждение на нем (пир), - говорит Церковь Христова в руководство нам, - со всякою тихостию и подобающей христианам честностию во славу Божию да бывает, не козлогласованием диавольским, ни плясанием и пиянством, яже христианам запрещена суть; супружество бо есть дело святое: темже и свято сие совершат достоит". "Брак должен быть провождаем благочинно, христианским образом, а не языческим, без песней скверных и соблазнительных, без криков, содомскую паче, нежели христианскую свадьбу показующих; а также без волшебства и всяких скверных действий". "Позванным на брак подобает скромно, честно и с благоговением вечеряти или обедать, как прилично христианам", - изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда. (Свящ. А. В. Рождественский. "Семья православного христианина".)

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы. При этом устанавливается приблизительное время венчания, так как венчания, возможно, начнутся только после других треб. Также можно договориться и с конкретным священником.

В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение.

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, - а если супружеская жизнь уже имеет место - воздержание от брачных отношений.

Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого).

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания - 30-40 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается:

В течение всех четырех многодневных постов;
- во время Сырной седмицы (масленицы);
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- накануне двунадесятых праздников;
- по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;
- 10, 11, 26 и 27 сентябрями связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и р ньше умрет. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться".

Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (например падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В исследование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви, Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.

Церковь никогда, не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Данный священный обряд благословляет супругов на долгий и счастливый семейный союз и рождение детей. В современном мире огромное количество пар решаются на этот довольно серьезный шаг. Из нашего материала Вы узнаете о том, какие существуют правила венчания в Православной Церкви, что нужно соблюсти до и во время такой красивой и трогательной церемонии.

Смысл сакрального обряда

Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.

Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.

Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.

Но бывают и исключения из этого правила, все зависит от Вашего желания, искренности чувств и от священника, так как именно он принимает окончательное решение в данном вопросе.

Для кого запрещен обряд

Одна из главных основ, которую нужно знать, это, конечно, кому откажут в процедуре. Ведь есть несколько ограничений, препятствующих такому браку. Батюшка не сможет провести церемонию, если:

  • Вы кровные или духовные родственники;
  • кто-то из Вас менял пол;
  • жениху и невесте меньше 18-ти лет;
  • женщине больше 60-ти, а мужчине – 70-ти;

    Во многих случаях церковь все же благословляет старшее поколение, особенно если они давно официально женаты.

  • один или оба из пары зарегистрированы с другими людьми;
  • дали обет безбрачия;
  • некрещеные;
  • недееспособные;
  • Вы атеисты или же относитесь к иной вере;

    Иногда священнослужитель идет навстречу, если кто-то из супругов протестант или католик, но при условии, что их ребенок будет приверженцем православия.

  • у мужа или жены за плечами было три развода и тем более столько же венчальных союзов;
  • не зарегистрированы в ЗАГСе.

Для остальных же двери храма открыты и им ничто не помешает оформить отношения перед Богом. Многие интересуются можно ли венчаться беременным , на это любой священнослужитель ответит, что даже нужно. Ведь по христианским понятиям, ребенок должен рождаться исключительно в духовном браке.

Как выбрать дату

Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.

А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:

  • первый день воскресенья после Рождества Христова или же по-другому «Красная Горка»;
  • дни Казанской и Иверской икон Божьей Матери;
  • день Николая Чудотворца.

Лучше всего , который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.

Основные правила

Список необходимых вещей на обряд

  1. Документ о регистрации брака . Если же ранее были женаты или замужем, то и свидетельство о разводе .
  2. Освещенные кольца . В древности существовала традиция, согласно которой мужчина приносил в храм золотое украшение, что символизировало солнце и Бога, а девушка – серебряное, оно обозначало луну и церковь. После троекратного обмена у невесты оставалось изделие из золота, а у жениха – из серебра. В современном мире священники разрешают не следовать таким канонам и выбирать аксессуары на свой вкус, главное, чтобы это была не бижутерия. Рекомендуется подбирать более скромные модели, без огромных камней яркого цвета и другого бросающегося в глаза декора. Ведь венчальные кольца супруги должны воспринимать не как красивые побрякушки, а как символ своей любви. Идеальным решением станут: парные, гладкие, с гравировкой в виде имен, даты свадьбы или молитв, с небольшим бриллиантом или перстни. Разрешается использовать и свои обручальные колечки, если, конечно, они соответствуют перечисленным правилам.
  3. Православные иконы – Христа и Божьей Матери, которые нужны для благословения Вас. После Таинства их обязательно храните, ведь они предназначены оберегать Вашу семейную жизнь.

    Совет. Хорошая идея – взять иконы родителей.

  4. Большие свечи и два маленьких белых платочка – для новобрачных и два таких же платка для свидетелей под венцы.
  5. Два полотенца или рушника. Лучше, чтобы они были большими, ведь по традиции, на один из них молодоженам придется вставать. Вторым же перевязывают руки.
  6. Бутылка красного вина, желательно, Кагора . Его влюбленные будут пить из одной чаши во время церемонии.

Что нужно сделать до Таинства

Для духовного очищения за три дня до сакрального обряда необходимо воздержаться от молочных, мясных и рыбных продуктов, а также яиц, алкогольных напитков и сигарет. Иными словами – соблюсти пост .

Воздержитесь в эти дни и от интимной близости, и от веселых мероприятий.

По правилам, накануне венчания мужу и жене нужно будет и исповедаться . Происходит это очень просто: приходите в собор и рассказываете обо всех своих грехах священнику. Он же, в свою очередь, выступает как посредник между Вами и Всевышним. Постарайтесь не стесняться данной процедуры и ничего не утаивать. Ведь только если Вы будете по-настоящему честны и искренни, то Бог услышит Вас и простит все деяния. Таким образом, в духовный брак Вы вступите безгрешными и обновленными.

В ночь перед церемонией, после 12-ти, придется отказать себе в еде. Так как утром, до Таинства, предстоит посетить литургию и там причаститься . Батюшка даст Вам ложечку вина и кусочек церковного хлеба.

Причастие и исповедь невозможны друг без друга.

Внешний вид

Невесте и присутствующим в православном храме девушкам нужно обязательно быть с покрытой головой. В случае новобрачной – это может быть фата, капюшон от накидки или болеро, палантин и многое другое. Гостьям же уместно надеть платки.

Всем женщинам стоит прикрыть: плечи, спину, зону декольте и колени. Брачующейся необходимо подобрать максимально целомудренный наряд. не должно быть слишком откровенным, обтягивающим, мини длины, пафосным, с большим количеством декора.

Также откажитесь от черных, коричневых и остальных темных расцветок. Ведь в стенах собора это обычно расценивается, как траур. Подойдет любой спокойный светлый оттенок:

  • айвори;
  • нежно-розовый;
  • небесный;
  • персиковый;
  • чайной розы;
  • бежевый;
  • кремовый;
  • медовый;
  • бледно-желтый и так далее.

Броские и кислотные тона, например, красный, зеленый и лимонный тоже оставьте для другого случая.

Яркий макияж невесте также не рекомендуется делать. Идеальным решением станет скромный нюд и блеск для губ. Украшений должно быть по минимуму, а на руки лучше, вообще, ничего не надевать. В этот день главным пусть станет Ваше венчальное кольцо.

Обувь следует выбрать удобную как молодым, так и их гостям. Ведь Таинство длится примерно час и все это время необходимо будет стоять.

Для жениха и приглашенных мужчин правила намного проще, нежели для девушек. Главное, заходить в собор без головных уборов. Для брачующегося вполне подойдет классический костюм или рубашка и брюки. Главное, чтобы цвет ткани не был кричащим, а фасон – нестандартным.

У всех присутствующих на церемонии должны быть надеты нательные кресты.

Как вести себя в храме

  • нельзя опаздывать на обряд, лучше придите немного раньше;
  • православные христиане крестятся обязательно правой рукой, не забывайте об этом правиле;
  • по левую сторону становятся женщины, по правую – мужчины. Стоит предупредить об этом своих гостей, чтобы они до начала Таинства заняли верные места, ведь в течение процедуры ходить будет нельзя;
  • сотовые телефоны на венчании в обязательном порядке нужно отключить и не отвлекаться на них;
  • к иконостасу вставайте лицом;
  • насчет фото и видеосъемки заранее договоритесь со священником.

Свидетели

В первую очередь, это люди, помогающие брачующимся на самой церемонии. Они держат венцы над головами пары, сопровождают ее во время троекратного шествия, расстилают рушник перед аналоем под ноги молодоженам, подают кольца и собирают подаренные цветы, после завершения Таинства.

В большинстве случаев в свидетели супруги выбирают или родных или близких друзей. Согласившиеся на такую роль, становятся духовными родственниками, которые после уже не смогут в дальнейшем обвенчаться между собой. Для пары же они являются, как наставники. Именно поэтому, к выбору подходите со всей ответственностью.

Нельзя, чтобы свидетели были некрещеными либо другого вероисповедания, если, конечно, хотите следовать всем правилам.

  • родителей;
  • людей, которые живут в незарегистрированном браке. Это объясняется тем, что церковь не приветствует такие союзы;
  • разведенных, ведь те, кто не смог сохранить собственное счастье вряд ли способны быть кому-либо советчиками.

Если в Вашем окружении нет подходящих кандидатов, то лучше обойтись и вовсе . Главное, сообщите об этом заблаговременно батюшке, который будет проводить ритуал.

Стоимость

Что касается цены, то ее как таковой нет, ведь расценок не существует . Но хорошей традицией является добровольное пожертвование храму, в знак благодарности за обряд. Сумма варьируется от места проведения, обычно, в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга принято оставлять от 5000 тысяч рублей, в маленьких же городах чаще всего от 500.

Приметы

Хоть Православная Церковь и не одобряет суеверия, считая их грехом, но люди все равно придумывают различные приметы. На пустом ли они месте или же стоит в них верить – решать исключительно Вам.

  1. Счастье семье принесет искреннее благословение со стороны родителей молодоженов.
  2. В собор нужно заходить с правой ноги.
  3. Огарочки от свечей после венчания хранят, а зажигают, когда сильно заболели дети.
  4. К счастью – попасть после обряда под снег или дождь.
  5. К неспокойной жизни в браке – слышать потрескивание свечек.
  6. Если вдруг с головы одного из супругов спал венец, то он может овдоветь.
  7. Тот, у кого внезапно погаснет свеча – покинет этот мир первым.
  8. Для безоблачных отношений – не смотрите друг другу в глаза, во время сакрального ритуала.
  9. Чтобы в случае беды к Вам пришли на помощь друзья или родственники – возьмите в долг какую-то часть наряда невесты. Это может быть брошка, поясок, платок и так далее.
  10. Сломанный каблук или подвернутая нога сулит хромую семейную жизнь. Поэтому выбирайте удобную и комфортную обувь.
  11. К удаче – посмотреть после Таинства вместе в одно зеркало.
  12. Ровные гладенькие кольца – к такому же спокойному браку. А вот камушки, шероховатости и другой декор – к проблемам и трудностям.
  13. Не давайте никому мерить свой подвенечный наряд или же колечки, тем самым Вы дадите примерить свое счастье.
  14. Хорошей приметой считается услышать после церемонии звон колоколов.
  15. Не нужно, чтобы жених видел возлюбленную в праздничном платье, совместный выбор и покупка так же запрещены.

Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в Таинстве Венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви. Что нужно знать христианину об этом церковном Таинстве? Из нашей статьи вы узнаете о правилах венчания, как подготовиться к нему, что нужно для венчания, как проходит венчание, какова роль свидетелей и что нельзя делать перед этим Таинством.

Суть венчания

Брачный союз подобен нерасторжимому единству Христа и Его Невесты-Церкви, идущих во имя любви друг ко другу на добровольную крестную жертву.

Брак сам по себе - великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Таинство венчания есть особое благословение Церкви, Главой которой является Сам Господь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание.

В церковной богослужебной практике существует семь Таинств - священнодействий, во время которых на человека нисходит особая божественная благодать. Венчание является одним из семи Православных Таинств.

Таинство Венчания в Православной Церкви

Зачем нужно венчаться

Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом Таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности.

В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, необходимости и важности венчания.

Молодожены перед алтарем в храме

Как подготовиться к венчанию

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.

В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Что нужно для венчания

Для совершения Таинства брака нужно иметь:

  • икону Спасителя
  • икону Божией Матери
  • обручальные кольца.
  • венчальные свечи (приобретаются в храме).
  • белое полотенце для постилания под ноги. Это лишь традиция, а не обязательный элемент Таинства.

Для совершения Таинства священник подготавливает все необходимое

Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого).

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше заранее спросить у священника благословения на съемку.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол.

У невесты непременно должен быть головной убор -- фата или платок ; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

Молодожены с иконами Богородицы и Христа

Какие кольца для венчания нужны

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само слово “обручение”, как указывает толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х тт., Русский язык, 1999, т.2, с.616.) происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

В прежние времена кольцо жениха было золотым в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия. Кольцо у невесты - серебряное, подобно луне, которая заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему.

Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Священник надевает кольца молодоженам

Правила венчания

Венчание – это таинство или обряд?

Венчание – это Таинство создания христианской семьи.

В какие дни можно венчаться

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения Таинства Венчания и предварительно договориться со священником.

Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

Венчание не совершается:

  • в течение всех четырех многодневных постов;
  • во время Сырной седмицы (масленицы);
  • на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • накануне ;
  • по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • 10, 11, 26 и 27 сентябрями связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня;
  • накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои).
    При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Во время совершения Таинства Венчания священник читает специальные молитвы

Как проходит венчание в церкви

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Затем желающие обвенчаться еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты, священник произносит три пространные молитвы о благословении будущего союза. После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает самая главная минута венчания! Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф.5:20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви. В то же время муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11). В нем рассказывается о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской. После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Венцы новобрачных для совершения Таинства Венчания

Сколько по времени длится венчание

Длительность венчания обычно составляет 30-50 минут.

Сколько стоит венчание

Стоимость венчания может быть разной в каждом храме. Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Кому нельзя венчаться

  • Венчание невозможно, если кто-либо из супругов не крещен и не собирается принять крещение перед венчанием или пришел на венчание по чужой воле.
  • Венчание невозможно, если один из супругов фактически состоит в браке с другим лицом . Для этого необходимо расторжение гражданского брака, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.
  • Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
  • Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками , а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
  • Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан .
  • Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Голова у невесты всегда покрыта фатой или платком

Церковь не освящает союз между:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в Православном Таинстве, каким является венчание;
  • некрещеными (не хотят принять крещение перед венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.

В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.

Православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Со скольки лет можно венчаться

Венчаться можно с совершеннолетия – с 18 лет. С достижением совершеннолетия, согласно закону, наступает полная гражданская дееспособность.

Венчание людей в возрасте

Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Пожилая супружеская пара венчается в православном храме

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли венчаться некрещеным

Допустить некрещеных супругов к венчанию можно только после крещения.

Можно ли венчаться без регистрации в загсе

Венчание без регистрации в ЗАГСе не допускается.

Можно ли венчаться после развода

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Как расторгнуть венчание

Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»

(1Кор. 7:39)

«Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

(Мф. 19:6)

После подтверждения местным епископом канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Расторжение благословленного Богом Брака - большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).

Венцы для новобрачных в каждом храме разные

Сколько раз можно венчаться?

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз , тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

Свидетели на венчании

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому должны быть православными и боголюбивыми. Их роль - духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего христианского брака.

Также по русскому обычаю свидетели являются одновременно и почетными гостями, и благочестивыми разумными хозяевами на брачном торжестве.

Тем не менее, в настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Свидетели жениха и невесты держат венцы над молодоженами

На вопросы о Таинстве Венчания отвечают священники

Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново

Архимандрит
АЛИПИЙ (СВЕТЛИЧНЫЙ)
Настоятель
Киевского храма святых апостолов Петра и Павла,
что на Нивках

Священник
НИКОЛАЙ КАРОВ
Настоятель
Храма святых равно-апостольных Константина и Елены
с. Лошкаревка

Иеромонах
ИОНАФАН (БОГОМАЗ)
Насельник Успенского мужского монастыря г. Иваново

– Вопрос про интимные отношения после регистрации брака, но до венчания. Если венчание в силу обстоятельств назначено на несколько дней позже, то невеста и жених не должны жить вместе. Моя знакомая собирается со своим женихом после регистрации брака до венчания продолжать жить каждый у себя дома. Так рекомендовал духовник. Они распишутся, порадуются этому с гостями, а потом каждый поедет по своим домам до венчания. Почему тогда не венчают без регистрации брака? По-церковному, после регистрации в ЗАГСе невеста и жених лишь формально муж и жена?

– Согласно Основам Социальной концепции РПЦ, когда брак зарегистрирован по гражданскому закону, вы становитесь МУЖЕМ И ЖЕНОЙ. Смотрите об этом “Церковный, гражданский…” // иеромонах Макарий (Маркиш)

– Мы с женой состоим в браке 12 лет, были повенчаны в протестантской церкви (Слово жизни). Были активными прихожанами, но полгода назад мы вместе с женой перешли в Православную Церковь. Настоятель нашего Храма советует нам обвенчаться уже в Православной Церкви. Для нас не проблема пройти обряд венчания, но смущает мысль: ведь мы искренне обещали быть верными друг другу еще 12 лет назад, считали, что наш брак благословлён Богом. В чем тогда будет суть обряда?

– Вопрос очень уместный и глубокий – хотя, к сожалению, многие этого не понимают (что и ведет, в числе других факторов, к болезням и смерти брака).
Больше того: хотя вопрос задан о бракосочетании, на самом деле в нем вскрывается сама сущность христианской веры и Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, к которой вы с Божией помощью возвратились.
Ключ к ответу, впрочем, виден в самом вопросе. Читаем внимательно: “…мы искренне обещали… считали что наш брак благословлён…” Это хорошо: но ваши обещания и мнения – дело ваше , они остаются между вами двоими. Между тем вы пришли в Церковь, воссоединились с общностью людей и ангелов, возглавляемой Самим Христом: разве вы не обязаны дать Ему (Богу) и ей (Его Церкви) объективное (не сводящееся к вашим суждениям и мнениям) участие в вашем браке?? – Это и есть Таинство.
Подробнее см. в моей книжке “Чтоб жизнь прожить… Беседы перед венчанием и немного после” // иеромонах Макарий (Маркиш)

– Мы с мужем верующие люди, но он католик, а я православная. Господь един, но почему так много разногласий в наших религиях? Католики веруют в Чистилище как промежуток между адом и раем. А в Православие есть такое понятие? Мы женаты но не венчаны в церкви, так как мы разной веры, знаю, что это грех.. но как решить этот вопрос, каждый из нас желает оставаться в своей вере.

– Вы пишите, что Вы православная и тут же задаете вопрос о чистилище: “А в Православие есть такое понятие?” Не потому ли так много разногласий в религиях, что люди не знают своей веры и, поэтому, могут легко принять чужую веру за свою.
Как решить этот вопрос? Очень просто. В Православной Церкви можно венчаться с католиком при условии, что дети будут воспитываться в православной вере. Вам нужно прийти в ваш храм и узнать, когда проводятся собеседования перед венчанием. Затем прийти в назначенное время на собеседование, где Вам расскажут, как можно повенчаться с мужем, если ваш муж католик, и ответят на все Ваши вопросы, связанные с венчанием.
Кроме того, каждый православный христианин обязан служить Богу в храме в воскресные и праздничные дни, а так же исповедоваться и причащаться не реже одного раза в год. Молитва должна стать Вашей ежедневной потребностью // священник Николай Каров

– Подскажите пожалуйста, как Церковь и относиться к Лунному календарю? Мы с молодым человеком собираемся зарегистрировать отношения и в этот же день совершить Таинство Венчания. Выбрали дату. Наши родители (и со стороны будущего мужа и со стороны будущей жены) православные, крещеные люди, но всю жизнь жили по лунному календарю, обосновывая все тем, что все церковные праздники и весь церковный календарь основываются на лунном календаре. И они категорически против, чтобы свадьба и венчание состоялись в сентябре, т.к. сентябрь неблагоприятный месяц для создания Семьи. Родители отказываются давать родительское благословение, настаивают на том, чтобы мы назначили свадьбу на конец октября. Подскажите, как поступить в этой ситуации?

– Начнем с того, что фраза “зарегистрировать отношения” говорит о большой опасности, угрожающей вашему браку… Брак один ; есть две формы его скрепления (гарантии), гражданская и церковная. Сюда же, к сожалению, клонится история с “лунным календарем”, а проще говоря – с астрологий.
– Что будет, если первые шаги вашего супружества будут сделаны под дудку безумных, безбожных суеверий??…
Также напоминаю, для справки: Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что молодожены достигли брачного возраста, не является препятствием для совершения таинства // иеромонах Макарий (Маркиш)

– Есть ли какие-нибудь общие советы родителям, выдающим замуж своих детей? Допустим, жених или невеста нравятся родителям и они благословляют. Или жених или невеста не нравится, родители говорят об этом ребенку, но все равно благословляют. Допустимо ли когда родители сами подбирают детям жениха или невесту?

– Общий совет ровно один: ИЗБЕГАЙТЕ “общих советов”! И забудьте слово “ребенок” до тех пор, пока у вас не родятся внуки.
Все люди разные, и эти различия особенно резко проявляются именно в указанном возрасте, в связи с романтическими отношениями и брачными намерениями. Поэтому действенность ваших ценных указаний зависит не столько от вашей мудрости и дальновидности, сколько от желания ваших сыновей и дочерей ПРИНЯТЬ ИХ. И если такого желания нет, то держите указания при себе. А если уж очень не терпится, облеките их в форму мягких советов…
Все знают, что при регистрации гражданского брака мнение родителей во внимание не принимается. Менее известен, но столь же важен, другой факт: “Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что молодожены достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства” (Настольная книга священнослужителя, т.4, М., 1983, с. 297) // иеромонах Макарий (Маркиш)

– Мы уже пожилые люди: мне 56, а ему 61, но мы хотим создать семью и обвенчаться в церкви. Перед Богом мы ничего не хотим скрывать, а хотим жить честно, но ни в одном храме нас не хотят венчать, потому что мы не расписаны в ЗАГСе. Неужели для Церкви важнее штамп в паспорте, чем честность и порядочность? Что мы будем в таком возрасте по ЗАГСам бегать?

– Венчание это таинство, в котором брак освящается, если нет брака, что же освящать? Создайте или зарегистрируйте ваши отношения и Церковь освятит их // иеромонах Ионаф (Богомаз)

Какие цели преследует именно ваша пара? Ответьте искренне себе на этот вопрос: вы это делаете из-за моды или всё-таки по велению сердца? Ведь совершая таинство венчания с чистыми помыслами, вы оберегаете свою семью от злых языков и завистливых глаз, от нежданных бед и пустых ссор.

Портал Свадебка.ws предлагает вашему вниманию общие правила венчания в православной церкви, а также интересные суеверия и приметы. Учтите каждую мелочь в такой ответственный момент!



Венчание в православии: немного истории

Как удалось выяснить, обряд венчания в православной церкви проводился ещё на Руси. И если сейчас церковь скрепляет духовным браком только официально зарегистрированные пары, то раньше было наоборот: невенчанные молодожёны не признавались семьей. Предки считали, что только перед Богом можно стать супругами.

К сожалению, отследить изменения православной церкви, касающиеся таинства венчания, не реально. Однако у историков получилось выделить два основных момента церемонии: возложение брачных венцов на головы супругов и использование брачных покровов на территории Византийской Империи. Венец и покрова являются символом святой веры во Всевышнего.

Традиция держать венчальные свечи появилась только в Х-ХI веках. В этот же период церемония начиналась со слов «Христос венчает», а вот уже в ХIII веке появилась новая традиция включать в обряд слова «Венчается раб Божий».


Правила венчания

Соблюдать установленные церковью правила должны не только молодожёны, но и гости. Если сомневаетесь в их знаниях в этом вопросе, проявите заботу и предоставьте близким людям необходимую информацию.


В большинстве храмов таинство длится около часа. И, как правило, молодожёны и гости вынуждены стоять на протяжении всей церемонии. Подумайте о своих близких, и расскажите им не только о том, как вести себя в храме , но и продумайте, чем развлечь гостей, которые будут ждать вас вне стен церкви.



Что необходимо для венчания в церкви: полный список

Для проведения обряда необходим ряд вещей, без которых таинство попросту не состоится.

Итак, что нужно чтобы повенчаться в церкви:


Необходимые составляющие вы можете купить отдельно либо приобрести в церковной лавке готовый комплект для таинства. Всё, что перечислено выше, нужно для венчания в церкви, даже если вы уже давно женаты.

Все о венчании в приметах

О том, на сколько стоит прислушиваться к приметам, касающихся церковь, ходят упорные споры. Одни настаивают, что церковь и суеверия категорически не могут пересекаться, другие уверены, что подобные приметы не появились на пустом месте. А какую сторону примете вы?!


Хорошие приметы, связанные с венчанием:





Суеверия, которые должны насторожить:

  1. Встреча похоронной процессии;
  2. Сильный треск венчальных свечей - признак беспокойной супружеской жизни;
  3. Если с головы одного из молодожёнов упал венец, значит тот скоро овдовеет.

После венчания в церкви всем правилам необходимо сохранить всю атрибутику (свечи, рушники, платочки и т.д.), важно, чтобы она хранилась в доме супругов и была скрыта от посторонних глаз. В противном случае, в следующий раз вы можете посетить церковь с целью