Проблема обучения одаренных детей в школе. Одарённые дети в начальной школе — проблемы обучения. В нашей стране получило распространение слово «наставничество» которое чаще относят к области профессионального обучения в производственной сфере


Во-первых - дети талантливы без исключения, каждый одарен, по-своему. Такой подход не определяет специфики понятия «одаренность». При таком подходе к обучению и воспитанию происходит поиска путей воспитания и обучения, а также «ключика» открывающего способности ребенка и разработку методов их развития. В этом случае возникает вопрос, почему дети, блиставшие в детстве, в дальнейшее теряют свой талант? Во вторых - одаренность как дар, которым наделены избранные. Тогда актуальной становится задача выявления одаренных детей.

Один из мифов это бытующее мнение об одаренном ребенке, как трудном ребенке. С ними опасаются работать педагоги, родители проявляют озабоченность, а сверстники могу принимать недружелюбно.

Работы с такими детьми обычно строится определенным образом: отдельные классы, спецшколы, индивидуально подобранные программы. Надо понимать, что одаренность это не только необыкновенные способности ребенка, но и возникновение различных проблем в становлении его личности.

Одаренный ребенок в семье - ломаются стереотипные подходы к воспитанию, и требуется больше внимания к нему. Семьи одаренных детей различны по своему отношению к ребенку. Но их всех объединяет желание получить высокие результаты от воспитания своих детей. Самооценка ребенка напрямую зависит от оценки родителей. Страх перед тем, что он не оправдывает ожидание своих близких, оказывает негативное влияние на психику ребенка.

Возникающие сложности при обучении одаренных детей, это проблемы социализации и нормального вхождения в коллектив сверстников. Существует провокационная педагогика для одаренных детей. При воспитании часто целенаправленно строят интенсивное развитие определенных способностей, не учитывая развитие ребенка и наличие у него мотивации к такому обучению. Ребенка ставят в ряд одаренных, а структура одаренности еще не сформировалась. В результате ребенок приобретает проблемы, как в личностном плане, так и при обучении.

Негативным последствием провоцируемого раннего развития, будет прожитый ребенком дошкольный период неадекватно. Такие дети при поступлении в школу не могут регулировать свое поведение и деятельность.

Одаренность может базироваться, как на плацдарме, на высоких способностях, только при условии бережного отношения взрослых. Родители таких детей должны быть внимательны к формированию личности ребенка - тогда из нег вырастет не просто «Виртуоз», а «Творец».

Обучающие программы для одаренных детей отличны от обычных учебных программ. Такие дети способны быстро схватывать смысл принципов, понятий и положений.Поэтому требуется широкий обобщающий материал. В обучении одаренных детей должно присутствовать больше самостоятельной работы и развивать умение ребенка познавать.

Основными системами обучения одаренных детей будут ускорение и обогащение. Но споры по поводу ускорения в обучении не умолкают. Ускорение это все-таки изменение скорости обучения, а не его содержания. Если уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям, то наносим вред его познавательному и личностному развитию ребенка. Стратегию ускорения рекомендуют применять для обучения детей с математическим уклоном и способностью к изучению иностранных языков. Применяется так же, такие виды ускорения как - раннее поступление в школу или перевод ученика через класс. При переводе через класс не возникают социально-эмоциональные проблемы, дискомфорт и пробелы в обучении.

Одаренность это выдающиеся способности, проявляющиеся в любой сфере человеческой деятельности, и не только в академической области. Одаренность это - достижения и возможность достижения. Смысл в том - нужно принимать во внимание способности, которые уже проявились, и которые могут проявиться. Таким образом, с точки зрения психологической науки нужно отметить, что одаренность представляет - сложный психический объект. Теперь вы знаете, кто такие одаренные дети, проблемы, поиски, пути воспитания и обучения очень важны для них, и родители должны подходить к этому вопросу со всей ответственностью.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Одним из таких распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок - это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники.

Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными». Налет фатализма - «Таков дар!» - определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиски форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание того, что одаренность - это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь - проблема становления его личности.

Проблемы, возникающие в связи с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей, - это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.

Природа опережающего раннего развития может носить спонтанный и искусственно провоцируемый характер.

Еще один тип проблем в поведении и деятельности у детей с признаками одаренности является следствием нарушений функциональной организации психических процессов. Тогда возникают не только проблемы в поведении и общении ребенка, но и академическая неуспешность при обучении в школе. Подобные проблемы до недавнего времени игнорировались отечественными специалистами, или игнорировалась сама одаренность ребенка, имеющего такие проблемы. В «Рабочей концепции одаренности» отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, или показывающие ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Таким образом, для этих детей характерны проблемы «…волевых навыков или шире - саморегуляции… они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, т.е. составляющей суть их одаренности». Эти дети способны запомнить большие объемы информации и легко усваивать учебный материал в какой-то определенной области знаний. Как правило, это математика и предметы естественнонаучного цикла. Учителя и родители, апеллируя к высоким когнитивным способностям, нестандартности рассуждений, относят таких детей к разряду одаренных еще в дошкольном возрасте. В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Такие дети трудно усваивают социальные нормы, часто переинтерпретируя их, что подчас выглядит как несвойственная возрасту «глубина». И, несмотря на то, что они имеют существенные проблемы в адаптации к коллективу и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения у них в поведении и общении взрослыми расцениваются как еще одно подтверждение неординарности мышления. .

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

С первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети, как правило, спят намного меньше обычных детей), с едой и т.д. делают жизнь родителей совсем непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки, - все, что попадает под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.

Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, - бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется родителям, чтобы преодолеть эту проблему.

Другой уровень проблем - это одаренный ребенок и общество. Центральный пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Фетишизация «обыкновенного», «среднего» человека, недоверие к «умникам» - все это пронизывает современное общество.

Основное следствие из этого - стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно складывается на их самооценке, а в конечном счете на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. .

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

При этом деятельность педагогов должна предусматривать:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании одаренных детей.

Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель (педагог). В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уж недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение начинает приобретать развивающий характер. Следовательно, на смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний - умений - навыков в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способностей учащегося.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

· осознание важности успешной работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

· создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

· признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность. Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе. .

Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.

Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).

Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственно поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек.

Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников.

В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения.

Также причиной отсутствия взаимопонимания служат издевка, высмеивание окружающих.

Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее оружие двух видов - богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в качестве своего оружия выбирает слово. Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям.

Так, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что отсутствие хороших, здоровых отношений между одаренными детьми и их сверстниками не безосновательны, где виноваты сами одаренные дети.

Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель полведения должны родители.

Важно, что одаренный ребенок вправе рассчитывать на то, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общее понятие одаренности 4

2. Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы 6

3. Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения 8

4.Основные подходы к обучению одаренных детей 9

Заключение 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос одаренности является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов 1 .

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему одаренности, однако наиболее значимы работы Н. Лейтеса, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Цель нашего исследования: изучить особенности обучения и воспитания одаренных детей.

Раскрыть понятие одаренности;

Показать особенности психического развития одаренных детей;

Рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

1. Общее понятие одаренности

Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Существует множество подходов к определению понятия «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность включает огромное количество признаков, затрагивающих различные ее стороны. Как явление одаренность существует в человеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Понятие «одаренность» употребляется по отношению к детям, чьи дарования выражены менее явно, но в определенной области науки, искусства могут развиться и дать результат.

Одаренность имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, уровне умственного развития, характеризующего каждого человека. В основном, в научной литературе термин «одаренность» используется в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей – общих и специальных 1 .

Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. Одаренность индивидуальна: у разных детей, выполняющих один вид деятельности одаренность различна. В то же время одна и та же деятельность может быть реализована детьми с разными одаренностями. Необходимо также отметить существование понятия «гениальная одаренность», которое обозначает разностороннюю одаренность, при этом внутренне непременно сказывается на результатах гениальной деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого. В энциклопедии встречаем следующее определение одаренности: «она определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности». С психологической точки зрения одаренность рассматривается многоаспектно:

1. Своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

2. Общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению;

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Понятие «одаренность» исследователь А.И. Еремкин определяет следующим образом: «это свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир». Нужно отметить, что большинство ученых включают в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

Таким образом, одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического, социально-психологического.

2. Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы

Целый ряд психологических исследований и социальных наблюдений показывают, что одаренные дети в целом более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке.

Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения 1 .

Необычные способности детей неотделимы от возраста, они обусловлены темпом созревания организма и его возрастными изменениями.

Ребенок от природы наделен общими способностями, на основе которых развиваются в деятельности специальные способности.

Дошкольное детство (3 – 7 лет) является сензитивным периодом для развития творческого потенциала ребенка. Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но может быть и наоборот: не проявившие себя в детстве люди достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как показывают биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.

Необходимым условием развития способностей является соответствующая деятельность учащихся. Хорошее знание особенностей развития одаренных детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошую шутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой и восприятием.

Ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов 1 .

Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

Необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

Быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;

Сформированность навыков логического мышления;

Богатство активного словаря;

Быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;

Выраженную установку на творческое выполнение заданий;

Развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

Говоря об интеллектуальной сфере одаренного ребенка, нужно отметить, что отличие от других детей в быстроте мышления, наблюдательности и исключительной памяти. В общении одаренный ребенок легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка является уязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий. Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. В целом, одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер 1 .

Таким образом, обладание одаренными детьми описанными выше качествами требует к ним особого подхода. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

3. Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения

Tради­ционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения пробле­мы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой ас­пект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эф­фективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характери­стикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. Одарен­ные дети характеризуются особыми потребностями и воз­можностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные про­граммы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентирова­ны на гипотетического «среднего» ученика.

Постановка задач, связанных с обучением одаренных детей имеет первостепенное значение, что свя­зано как с особенностями таких детей, для которых тради­ционная задача обучения – усвоение знаний, умений и на­выков – может стать причиной негативного отношения к школе, так и со спецификой социального заказа. Прекрасно осознавая, что развитие творческих возможностей необходимо каждому ребенку и, что каждый человек играет свою особую роль в развитии об­щества, нельзя не отметить и то, что именно одаренные дети отличаются ярко выраженным интересом не только к прошлому, но и к будущему, способностью к выдвижению не­стандартных идей и новых способов деятельности, то есть повы­шенными творческими возможностями. Поэтому задача творческого развития, очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Кроме того, она хорошо отвечает идеалу цело­стного развития.

4.Основные подходы к обучению одаренных детей

Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами (в зимних и летних лагерях, в домах творчества и тому подобное). Идеальная программа обучения одаренных детей теоретически должна отвечать всем требованиям. Однако на практике та или иная программа мо­жет отвечать одним требованиям и не отвечать другим. И это связано не только с несовершенством самих про­грамм, но и с теми конкретными задачами, на решение ко­торых они направлены 1 .

Все программы обучения, независимо от того, для каких детей они предназначены, можно разделить на три категории:

1.образовательные: ускоренное обучение, обогащенное обучение

2. образовательно-развивающие

3.развивающие: личность, мышление

Образовательные программы нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений и навыков в различных содержательных областях. Стандартная образовательная программа может оказаться препятствием на пути развития одаренного ребенка. Существует два подхода к построению образовательных программ для одаренных детей: первый связан с ускорением процесса обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям. Ускорение обучения может дости­гаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различ­ных школьных предметов для некоторых учащихся. Ускорен­ное обучение позволяет учесть, главным образом, такую особенность одаренного ребенка, как быстрый темп интел­лектуального развития. Такое обучение позволяет одаренным детям избежать скуки и высвободить время, которое может быть эффективно использовано за пределами школы. Однако очевидно, что ускоренному обучению, в том случае если испо­льзуется содержательно не переработанная школьная про­грамма, свойственны все те же недостатки, которые xapaктepны для традиционного подхода. Кроме того, могут возникать и другие проблемы. Второй подход связан с изменением содержания обуче­ния в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам. Обогащенные ­образовательные программы углубленного типа позволяют ребенку достигнуть высокого уровня компетентности в одной или нескольких областях научного знания. Такие про­граммы позволяют учесть яркий, избирательный интерес и чувствительность к определенным сторонам действительно­сти, повышенную потребность в умственной нагрузке, столь характерные для одаренных детей, и отвечают таким требо­ваниям к программам для одаренных, как насыщенность со­держания и обеспечение возможности углубленного изуче­ния тем (дисциплин), выбираемых учеником. В сочетании же с ускорением обучения возможности учесть особенности одаренных детей могут увеличиваться: удовлетворяется из­бирательный интерес ребенка, потребность в умственной нагрузке, и при этом темп обучения соответствует индивидуальным особенностям темпа интеллектуального развития. Обогащенные программы углубленного типа широко распространены и успешно применяются в нашей стране. При всех своих достоинствах этот подход также имеет и недостатки. Он мало пригоден на начальных ступенях обучения и для детей с общей одаренностью 1 .

Развитие творческого мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отсту­пает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия разви­вающего обучения предполагает качественно иное обуче­ние. В этом случае учебная программа основана на принци­пиально ином содержании, не являющимся ни продолже­нием, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мыш­лeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), уме­ний решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проб­лем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удов­летворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать вни­мание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи – улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые – способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня) 1 .

Даже в тех случаях, когда такого рода программа предназначена для включения в школьный учебный план, она, как правило, оторвана от систематического процесса познания учащихся. Дети изучают различные дисциплины, предусмотренные обычной традиционной программой, и, например, дополнительный курс «технологии формирования и развития творческого мышления учащихся». Предполагается, что, научившись различным приемам творческого воображения и мышления, дети смогут применить свои «творческие умения» при изучении различных и в широком жизненном контексте. Одна­ко, это не происходит, во всяком случае в той полноте, которая необходима для действительного творчества учащихся. Строгие научные следования показывают очень незначительные возможности прямого воздействия на дивергентное мышление. Именно это и обусловливает ограниченность программ обучения, ориентированных исключительно на развитие креативности без решения задач освоения знаний, в отрыве от реальной систематической познавательной деятельности учащихся 2 .

Таким образом, несколько расширяя заключение Дж. Фримен, мы можем констатировать, что ни ускоренное развитие, ни общее обогащение школьного курса, ни тренинговые программы не годятся в качестве тотальных мер, так как не могут решить весь комплекс проблем обучения и развития одаренных детей. Эта проблема может быть решена лишь в рамках об­разовательно-развивающих программ, которые открывают возможности осуществления целостного подхода к обучению и развитию детей. В категорию образовательно-развивающих программ можно отнести такие, которые ставят задачи усвоения знаний развития творческой личности ребенка как равноправные. На практике это осуществляется, как правило, и за счет того или иного качественного изменения содержания обучения, и за счет внедрения различных методик обучения, обеспечивающих развитие мышления и эмоционально-личностной сферы ребенка в процессе усвоения учебного содержания. Примером реализации этого подхода к обуче­нию являются, в частности, программы, создаваемые на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Применительно к одаренным детям теоретически мож­но выделить многочисленные разновидности таких про­грамм, которые представляют собой различные комбина­ции образовательных и развивающих систем. Однако на самом деле образовательно-развивающих программ суще­ствует значительно меньше, чем это можно было бы пред­ставить. Это связано как с тру­доемкостью работ по созданию таких программ, так и с проблемами их воплощения в практику обучения. Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направле­ний, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка. Для того чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных де­тей. И первое, что лежит на пути создания таких образова­тельно-развивающих программ, - пересмотр традицион­ного содержания обучения в сторону «укрупнения» содер­жательных единиц. Это «укрупнение» так или иначе основано на интеграции содержания обучения, которую можно разделить на два вида - «простую» интеграцию и «опосредованную» 1 .

Заключение

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении 1 .

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных, постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с.

    Лейтес Н.С, О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. – 2003. - №4.- с. 13 – 18.

    Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42.

    Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность. М., Знание, 1991, 79с.

    Попова Что такое одаренность, Школа здоровья, №1, 1995

    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издат. центр «Академия», 1996. – 416 с.

    Психология одаренности: от теории к практике/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

    Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 232 с.

    Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения - М; 2000 г.

    Юркевич В.С. Одаренный ребенок - М; 1996 г.

1 Лейтес Н.С, О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. – 2003. - №4 – С. 15

1 Психология одаренности: от теории к практике/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 – С. 15

1 Психология одаренности: от теории к практике/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 – С. 52

1 Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – С. 88

1 Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5 – С. 33

1 Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения – М., 2000 – С. 91

1 Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения - М; 2000 – С. 125

1 Юркевич В.С. Одаренный ребенок - М; 1996 – С. 69

2 Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издат. центр «Академия», 1996 – С. 381

1 Попова Что такое одаренность, Школа здоровья, №1, 1995 – С. 82

1 Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000 – С. 201

У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных или школьных проблем? Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем: от перфекционизма и духа соперничества до сложностей в дружеских отношениях. Далее представлены некоторые распространенные проблемы и соответствующие меры, которые вы можете предпринять для их решения, а также помощи ребенку в гармоничном развитии.

Проблема заниженной самооценки

Будучи одаренным в учебе, ребенок может чувствовать, что отличается от своих сверстников, к тому же, он может подвергаться их травле (буллингу) и испытывать в связи с этим депрессивное состояние. Исследования показали, что чем сильнее ребенок одарен интеллектуально, тем выше риск возникновения социальных трудностей. Очень важно следить за самооценкой своего ребенка и, если он страдает от ее недостатка, своевременно консультироваться с учителями и детскими психологами. О наличии этой проблемы могут свидетельствовать его негативное мнение о себе и частые перепады настроения.

  • Совет: найдите такой вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку развить чувство уверенности в себе , почувствовать себя «нормальным», начать уважать себя и найти общий язык со сверстниками. Как варианты можно рассмотреть футбол, современные танцы, игру на гитаре.

Чувство вины

Некоторые одаренные дети чувствуют потребность отдавать себя, «расплачиваться» за свою, как они считают, чрезмерную удачу быть интеллектуально одаренными. Помощь другим людям и добрые дела - это великолепно, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым за свою одаренность и эмоционально перенапрягаться, поговорите с ним об этих переживаниях. Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своими добровольными обязанностями помогать другим людям.

  • Совет: попросите ребенка в течение четверти или полугодия сосредоточить свою «отдачу» только на какой-то одной волонтерской работе, которая ему больше всего нравится.

Перфекционизм

Одаренные дети часто пытаются достигать максимальных результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашнего задания или начало школьного проекта или тратить на это слишком много дополнительного времени, а все потому, что у него есть желание сделать все идеально. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным по одним предметам, но при этом иметь средние способности по другим, и это также может раздуть проблему перфекционизма . Стремление выполнить все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм сопровождается болями в животе, голове, расстройством питания и даже формированием обсессивно-компульсивного расстройства.

  • Совет: когда ребенок маленький, избегайте исправлять любые его небольшие грамматические или фактические ошибки и напоминайте ему о том, что очень важно уметь расслабляться, особенно, когда зашкаливает перфекционизм.
  • Если речь идет о ребенке старшего возраста, помогите ему установить основные цели и критерии достижения успеха в школьном проекте или докладе еще прежде, чем он приступит к его выполнению. Например, изучите задание вместе с ребенком, получите представление о том, насколько длинным и подробным должен быть доклад (сколько страниц, сколько цитат в нем должно быть и т. д.), сделайте черновой набросок и установите временные рамки, в которые ребенок должен уложиться с учетом влияния этого проекта или доклада на его успеваемость. Другими словами, помогите ребенку «узнать, когда нужно бросить» и просто наслаждаться процессом выполнения проекта, а не переживать из-за его несовершенства.

Вопрос контроля

Многие одаренные дети любят все держать под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать предельную независимость. «Я сделаю это сам!», - часто заявляет он. С течением времени желание вашего ребенка все контролировать может привести к «диктаторству» по отношению к сверстникам, а также к страху принимать на себя риски - особенно, когда ребенок взрослеет и больше узнает о возможных последствиях.

  • Совет: посоветуйте ребенку попробовать новые веселые развлечения, например, покататься на самых необычных качелях в парке аттракционов. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для своего стремления к лидерству, например, в виде помощи при обучении или тренировке младших детей.

Нереалистичные ожидания

Одаренные дети, как правило, самые жесткие критики по отношению к самим себе. Многие из них излишне переживают перед экзаменами из-за ожидания заоблачных результатов. В школе после получения в основном оценок «10-12», получение «8» или «5» на экзамене становится катастрофой для ребенка и шоком для родителей. Помогайте ребенку сохранять здоровую перспективу собственной успеваемости. Невозможно получать «12» с детского сада до окончания школы. Кроме того, поддержите ребенка, если в прошлом году все признавали его «одаренным», а в этом году - нет.

  • Совет: «одаренность» - это термин, предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь ярким, способным ученикам, но никак не цель, поставленная перед вашим ребенком. Вместо того чтобы использовать термин «одаренность» как источник мотивации или определенный стандарт успеваемости ребенка в школе, попробуйте сохранять те же высокие, но здоровые ожидания от ребенка, как в то время, когда вы считали его просто способным.

Нетерпеливость

Одаренные дети могут злиться и терять терпение по отношению к себе и другим детям. Ваш ребенок может разволноваться, если мгновенно не поймет какое-то слово в книге или вопрос из домашнего задания, или может легко отказаться от внеклассных мероприятий, если не преуспевает в них с самого начала. Младшие дети, еще не знающие о своей одаренности, могут сердиться на своих одноклассников, которые не схватывают предмет, так же быстро, как они.

  • Совет: когда ребенок чувствует себя чрезмерно взволнованным, заставьте его сделать паузу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Посоветуйте ему в моменты разочарований думать только о хорошем как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям.

Проблема дружеских отношений

Один из наиболее сложных аспектов одаренности - это проблема обретения и сохранения друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными к жизни в обществе, но при этом чувствовать себя одинокими и грустить по поводу проблем со сверстниками. Ваш ребенок может чувствовать, что у него слишком мало общего с одноклассниками, или столкнуться с проблемой в процессе вхождения в компанию сверстников для игр и другой совместной деятельности. Иногда ребенок может легко заводить друзей, но затем друзья начинают воспринимать его как «задаваку». У одаренного ребенка могут возникать ожидания от дружбы, которые отличаются от ожиданий его сверстников, так как он сильнее развит интеллектуально и более чувствителен и эмоционален.

Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помогать детям в преодолении социальных и эмоциональных проблем на ранних стадиях их возникновения, при этом стоит обратиться за помощью к учителям или психологам. Количество социальных проблем может увеличиваться с возрастом.

  • Совет: помогите ребенку найти подходящую компанию, организуя совместные мероприятия с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя найти других одаренных детей в школе (не только в его классе). Посещайте с ребенком научные кружки и литературные семинары, там он может встретить ярких и способных сверстников.

Вопросы внимания и самоорганизации

Многие одаренные дети сталкиваются с проблемами недостатка внимания и организационных навыков, так как обычно мыслят абстрактно и им быстро становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчикам более свойственно быть дезорганизованными и отвлекаться. К счастью, существуют советы и приемы, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему одаренному ребенку, мальчику или девочке, побороть проблемы недостатка внимания и дезорганизации. Определите особенности своего ребенка и поговорите с учителем о существующих проблемах и возможных путях решения.

  • Совет: пусть ребенок выполняет домашнее задание письменно, а не с помощью мобильного телефона или Интернета . При этом давайте ему короткие перерывы примерно каждые 30 минут, чтобы его мозг успевал отдохнуть.

Истощение физических и душевных сил Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Вконтакт

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится все очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) .

Одаренность можно представить как особое сочетание трех характеристик:

  • Интегративных личностных : любопытство (познавательная потребность) — чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам — способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  • Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
  • Характеристик сферы личностного развития : увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь — интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка; нонконформизм — стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся .

  • Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей , явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  • Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний , с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  • Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью , оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию , то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

Почему одаренные дети — дети «с отклонениями»?

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие:

  • эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
  • неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;
  • отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия;
  • отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;
  • стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;
  • стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
  • стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребенка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребенка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребенка средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что все реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.

Учитывая все перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей. Это:

  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  • очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  • диссинхромия развития как причина потери мотивации к учебе.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность — процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок — ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Особенно трудно своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности» , затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. .

Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными детьми.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии — запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации .

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

  • Неумение диагностировать одаренность.
  • Отсутствие методической литературы.
  • Нехватка времени для работы с такими детьми.
  • Большая загруженность учащихся.
  • Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х гг. ХХ в. в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге . Все учреждения возникли по специальному постановлению правительства еще в 1963 г. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом , А.М. Матюшкиным , В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой , В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  • Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
    • предмет;
    • дата и время консультаций;
    • главные рассматриваемые вопросы;
    • время работы с темой по программе;
    • фактическое затраченное время;
    • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
    • невыясненные вопросы;
    • причины отклонений от сроков.
  • Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности .

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
  3. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: /
  4. Леви В. Нестандартный ребенок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.
  5. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
  6. Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа:
  7. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа:
  8. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: .
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.
  10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.