Илия пророк – небесный покровитель вдв. «Заступничество пророка Божиего Илии за десантное воинство – это великое благо Почему пророк илья связан с вдв история


Зачем десантники ходят крестным ходом по Ильинке, почему Илья Пророк выбран небесным покровителем ВДВ, зачем нужны священники в армии и для чего благословляют оружие? Отвечает настоятель главного храма Воздушно-десантных войск (пророка Илии в Китай-городе) протоиерей Андрей Речицкий.

— Зачем Воздушно-десантным войскам свой небесный покровитель?

— Десантные войска регулярно выполняют сложные боевые задачи. При этом десантники неизбежно сталкиваются с серьезными испытаниями, когда стоит вопрос жизни и смерти. В таких условиях они неизбежно понимают, что даже если ты сделал все, что в человеческих силах, многое по-прежнему зависит от Бога. И не остается никаких сомнений, что благословение Божие очень важно.

2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, было первое десантирование под Воронежем, тогда же был подписан указ о создании ВДВ. Так, что Илия Пророк с самого начала взял под свое покровительство десантников и все эти годы незримо присутствовал в войсках. А теперь его присутствие обрело явную форму в празднике «Ильин день».

— Образ десантника у многих скорее ассоциируется с фонтаном, чем с храмом...

— Мы привыкли, что день ВДВ — это особый день, когда ничего ужасного не происходит, но большинство людей, все-таки, стараются держаться подальше от мест массовых гуляний. СМИ создают образ десантника-хулигана, который может в фонтане искупаться, разбить арбуз об голову и как-то еще нарушить общественный порядок. Но по своему опыту мы знаем, что по своей сути десантники это очень достойные люди. Это люди, которые не щадя своей жизни готовы выполнять свой долг и защищать Родину. Очень многие из них жизнь действительно отдали, оставаясь верными присяге. Многие стали героями. А какие отношения выстраиваются между боевыми офицерами и солдатами — уже за одно это их можно уважать. Десантники ведь все время находятся на острие боевых задач, и от взаимоотношений внутри группы зависит жизнь каждого из них. Безусловно, эти отношения имеют свое продолжение и после увольнения в запас.

Когда такие люди приходят на праздник, то понимаешь, что картинка в СМИ немного не соответствует реальности, и десантники достойны уважения и всяческого почтения. Вот почему для нас очень важно, что наш праздник стал новой формой для Дня ВДВ и начал менять сложившиеся стереотипы. Мы понимаем, что все вместе предстоим пред Богом, и возникает ощущение особого единства армии, Церкви и тех, кто трудится на Ильинке.

За эти годы через наши торжества прошло более трех тысяч курсантов и воинов ВДВ. Теперь и для них этот день означает не только купание в фонтане, но память их небесного покровителя. Они прошли крестным ходом, вместе с командующим молились на Лобном месте, торжественно прошли по Красной площади перед иконой своего небесного покровителя. Для любого офицера и воина это знак особого доверия и большая честь, память о таком событии остается на всю жизнь.

А что касается хулиганств, то и командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, и председатель Союза десантников России генерал-полковник Валерий Александрович Востротин неоднократно говорили, что вместе с десантниками 2 августа выходят гулять и «ряженые». Таких немного, но они придают празднику ненужную окраску.

— Читал в комментариях к фотографиям с крестного хода, что Церкви в армии быть не должно, она лезет не в свое дело. Что на это можно ответить?

— Есть ли у такого комментатора внутреннее право делать подобные заявления в Интернете, не пустые ли это слова? Мне было бы интересно посмотреть, как он сам повел бы себя на поле боя или в других обстоятельствах, требующих от человека самопожертвования. У нас на празднике присутствуют ветераны Афганистана. Есть икона Илии Пророка, которая прошла весь Афганистан, в иконе заключены частички афганской земли, на которой шли кровопролитные бои. Ветераны ее так и прозвали — «Илия Пророк Афганский». Эти ветераны знают, что без веры на войне невозможно, они подтверждают это своей жизнью. Сможет ли такой критик Церкви подойти к этим ветеранам и без внутреннего лукавства сказать им, что они поступают неправильно?

Чаще всего люди, которые приводят такие доводы, либо не знают своей истории, либо страдают очень характерным недугом современности — легковесностью. Современный мир приветствует легковесность в людях, интернет-дискуссии предполагают легковесность, безответственность суждений. Люди думают, что нет никаких проблем рассуждать и высказываться обо всем на свете, даже о том, что, может быть, на несколько порядков превосходит уровень их личного развития. Порой «способности ума не соответствуют силе жития». Жизнь и поступки современного человека очень часто не соответствуют тому, о чем он говорит. Объяснять ему, что не обо всем он имеет право судить в Интернете — это как объяснять дальтонику разницу цветов. Как вы объясните? Его сначала вылечить нужно, восстановить целостность личности. Поэтому, прежде чем возражать, выясните — а не идет ли речь о серьезном повреждении? Если да, то вопросы воспринимать всерьез нельзя.

— Там же звучит и другая претензия — как можно благословлять воинов и оружие, если есть заповедь «не убий»?

— Да, Церковь благословляет оружие. Но Церковь не благословляет убийство. Оружие предназначено не только для того, чтобы отнимать жизни на войне. Оно, помимо прочего, удерживает людей от зла. Зачем военному ружье? Зачем полицейскому пистолет? Давайте все у них заберем. И тогда придут другие люди, с оружием, у которых нет никаких внутренних ограничений. И они будут командовать, а мы будем ходить строем. Заповедь «не убий» касается лично тебя. А если на твоих глазах издеваются над другим, над ребенком, то действует другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Ты употребишь усилие или даже силу, чтобы избавить ребенка от опасности. И в какой форме получится это сделать — как Бог даст. Церковь не благословляет оружие на убийство, она благословляет оружие на защиту Отечества, на удержание от зла других людей. И, может быть, это благословение как-то удерживает и самих обладателей оружия от его неправильного использования.

— Приходы всегда разные, одни считаются интеллигентскими, другие любят миссионерство. А каков ваш приход?

— У нас храм маленький и находится он в районе, в котором нет местных жителей, только сотрудники расположенных рядом организаций. В связи с этим наш приход, по московским меркам, очень небольшой и похож на покаянную семью, все друг друга знают. У священников на исповеди есть возможность уделять время всем прихожанам. Строй и порядок службы позволяют поговорить с каждым и, по возможности, оказать поддержку в духовной жизни, разобраться в каких-то духовных, а порой и житейских вопросах.

Еще одна черта прихода — большая семейная воскресная школа. Школа является продолжением нашей приходской жизни вне богослужения. Здесь учатся детки с двух лет до самого солидного возраста. Это не такая школа, которую можно закончить и получить аттестат. Это общее семейное приходское дело, где после службы есть возможность собраться по интересам, послушать лекцию, сходить в поход, отправиться в паломничество, разделить радость и скорбь друг с другом.

Беседовал Кирилл Миловидов

Храм Илии Пророка в Китай-городе

Храм Илии Пророка построили в Москве в 1519 году на территории Ильинского монастыря. В перестроенном виде храм сохранился до сегодняшнего дня и дал название улице Ильинка. В 1606 году с удара в колокол Ильинского храма началось народное восстание против Лжедмитрия I. В советское время храм был закрыт, колокольня снесена, а внутреннее помещение разделено на этажи и комнаты, в которых разместили коммунальные квартиры и различные организации.

Службу в храме возобновили в 1995 году. После того, как пророк Илия был выбран покровителем десантников, высшее руководство ВДВ начало искать и подходящий храм. По благословению Патриарха Алексия II были осмотрены храмы Илии Пророка в Москве, и выбор остановился на храме в Китай-городе, хотя он и находился в аварийном состоянии. Генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой определить храм Илии Пророка как воинский храм ВДВ, и Патриарх благословил.

Первые совместные с ВДВ торжества прошли в Москве на площади перед зданием Торгово-промышленной палаты в 2003 году. В 2005 году по Ильинке прошел первый крестный ход, и дореволюционная традиция молебного пения на Красной площади была восстановлена.

Московская городская епархия

Ильин день со времен Древней Руси считался одним из главных христианских праздников года. 2 августа принято чествовать пророка Илию, жившего в Израильском царстве в 9 веке до нашей эры. По легенде, он был ревностным поборником иудаизма и посвятил свою жизнь обличению идолопоклонства. У некоторых народов Илья, подобно древнему богу Перуну, считается громовержцем. Кроме того, святой является небесным покровителем Воздушно-десантных войск, которые празднуют день рождения 2 августа.

Почему Илья Пророк - покровитель ВДВ

2 августа в России отмечается один из самых любимых народом праздников - день ВДВ. Воины в голубых беретах отмечают его широко, а те из них, кто считает себя православными, не без гордости говорят о том, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время святого все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск. Это неудивительно, ведь в христианской религии Илья почитается как «воздушный воин». По преданию, Божий пророк, живший за 900 лет до рождества Христова, по сей день так и не умер. Он вознесся на небо в огненной колеснице.

Почему Илья Пророк час уволок и бросил в воду льдинки кусок

С именем пророка с древних времен ассоциируется множество народных пословиц и поговорок. Одна из них - «Илья-пророк два часа уволок» - связана с изменением продолжительности светового дня. Считалось, что после 12 июля, когда отмечают праздник апостолов Петра и Павла, он сокращается на час («Пётр и Павел час убавил»), а после Ильина дня - на два.

Ильин день является своего рода рубежом между летом и осенью. Со 2 августа по народному календарю начинались холодные утренники, и воду считали не пригодной для купания. Это нередко объясняли тем, что в нее обмакнул рога или копыта олень, или сам святой кинул в воду кусочек льда (отсюда пословицы «Илья пророк льдинку бросил в воду», «Илья Пророк обронил льда комок»).

Другие приметы и обычаи на Ильин день и житие пророка Илии

Илья - один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Образ святого был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи «повивали огнем» и давали ему вместо пищи огненный пламень.

Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который поклонялся языческому богу Ваалу. Чтобы обратить царя в иудейскую веру пророк предрек: не будет ни росы, ни дождя, пока он не скажет обратное. Предсказание исполнилось - начались засуха и голод, продолжавшиеся три с половиной года. Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и, если верить рассказу о нем, жил в уединении, а вороны приносили ему пищу.

Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в силах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку - и победил, вызвав потоки дождя. Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи. По легенде пророк в конце земного пути был перенесен на небо на огненной колеснице, не изведав смерти.

Большинство примет и обычаев, связанных с днем Ильи Пророка, относятся к наступлению осени, предсказанию погоды и сбору урожая. В Ильин день строго-настрого запрещалось работать в поле: скошенное сено или собранный хлеб не пойдут впрок, их сожжет святой громовержец, разгневанный за непочтительность. Считалось, что с этого праздника начиналось ненастье, в воду возвращается всякая нечисть, поэтому запрещалось купаться. Если верить приметам, то дождь на Ильин день предвещает хороший урожай на будущий год.

Также к этому празднику было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня, устраивать крестные ходы и молиться пророку о дожде или, наоборот, о ясной погоде - в зависимости от того, что было нужнее.

Блиц-криг Фанара-Порошенко по уничтожению УПЦ не удался. Но выдержал бы каждый из нас испытание Томосом, будь у Порошенко больше возможностей по давлению на верующих? В июле 2019 года в Украине завершился процесс смены власти. Ее результаты нам еще только предстоит прочувствовать, но одно можно сказать уже сейчас: с уходом старой власти активная фаза насаждения Томоса и гонений на Украинскую Православную Церковь подходит к концу. Блицкриг Фанара-Порошенко по уничтожению УПЦ не удался, Церковь выстояла. Сейчас, вспоминая действия Порошенко и Кº накануне и после вручения Томоса, нам кажется, что давление на епископов, священников и верующих канонической Церкви было исключительным и беспрецедентным. Но так ли было на самом деле?

Православные братства Украины обратились к священноначалию УПЦ (МП) с прошением инициировать перед Синодом РПЦ вынесение анафемы Экуменическому патриарху Варфоломею. В числе прочих фанарских ересей братчики указывают на «лжеучение о праве Константинопольского патриарха на отмену прещений и анафем, наложенных другими поместными церквами». Этим «правом» Стамбул наделил себя на синаксисе в начале сентября 2018 г., перед вторжением на каноническую территорию Русской Православной Церкви – Украину. А 11 октября 2018 г., дабы было кому «каноническому» даровать на Украине «автокефалию», «восстановил в канонических правах»...

В Московском патриархате назвали слова папы римского Франциска о том, что он с удовольствием приехал бы в Россию, исключительно «словами любезности» в ответ на полученное им приглашение от частного лица, которое его ни к чему не обязывает. Ранее католический сайт Asianews сообщил о том, что российская оперная певица Светлана Касьян, находящаяся на гастролях в Италии, вместе со своей семьей встретилась с папой римским, который поздравил ее с днем рождения. В ответ Касьян пригласила его посетить Россию и побывать у нее в гостях на Таганской площади, где стоит церковь святого Мартина Исповедника, бывшего папой Римским.

В воскресенье, 2 августа, православный мир отмечал день памяти одного из самых почитаемых на Руси святых - великого ветхозаветного пророка Илии: человека с могучей силой духа, вознесенного по воле Господа на Небо живым и поныне пребывающего там во плоти.

И именно его, Илию пророка, разъезжающего, согласно преданиям, по Небу на огненной колеснице, называют своим святым покровителем те, кто самыми значимыми страницами свой биографии считает службу в рядах Воздушно-десантных войск (ВДВ).

В народных представлениях об Илие пророке как громовержце, повелителе огня и дождей, покровителе земледельцев и скотоводов, до сих пор сохранены некоторые черты мифологического Перуна, которому еще в дохристианские времена поклонялись крестьяне в надежде на щедрый урожай. Вот и праздник, Ильин день, приходится по старому стилю на 20 июля - разгар полевой страды.

Тем не менее, Илия пророк - вполне реальная историческая личность. Жил он в IX веке до Рождества Христова, родился в семье священника. По преданию, отец новорожденного увидел чудесное знамение: Ангелов Божиих, «пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». С юности Илия посвятил свою жизнь Единому Богу. Мужественно и ревностно противостоял он культу языческого идола Ваала, начало которому было положено после смерти царя Соломона. Во времена нечестивого израильского царя Ахаве «восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник».

По Церковному преданию (как повествует Апокалипсис), именно Илия, самый строгий и справедливый из пророков, станет предтечей Второго пришествия Христа, и во время проповеди примет телесную смерть. И именно святому Илие возносят нередко молитвы родные тех, кто служит в ВДВ, и также авиаторы и десантники.

В нашей стране День воздушно-десантных войск отмечается 2 августа на основании Указа Президента РФ №549 от 31 мая 2006 года как «памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы».

А почему именно дата 2 августа выбрана как День рождения ВДВ? Неужто только в память об Илие пророке? И как давно в нашей стране появились и реально осуществились планы о создании ВДВ? Когда девизом воинов-десантников стали слова «Никто кроме нас»? Почему военнослужащие ВДВ нередко (на неофициальном уровне, конечно) расшифровывают аббревиатуру «ВДВ» как «Войска Дяди Васи»?

Надеемся, что немалому числу наших читателей будет интересно узнать ответы на эти вопросы, тем более в канун праздника ВДВ.

Еще в 1824 году появление воздушно-десантных войск было предсказано героем эпиграмм А.С. Пушкина, известным писателем и журналистом Фаддеем Булгариным в его фантастическом произведении «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке». Вот как описывает это Фаддей Венедиктович:

По данному сигналу из духовой пушки с аэростата главного начальника воздушной эскадры вдруг солдаты бросились опрометью на землю с неизмеримой высоты. Я обмер от страха, но вскоре пришёл в себя, увидев распускающиеся в воздухе парашюты, которые, плавно опускаясь в различных направлениях, представили взорам моим другого рода прелестное зрелище. Солдаты, коснувшись земли, выпутались проворно из сеток, свернули парашюты и, привязав их как ранцы к спине, немедленно построились и начали производить пешие маневры…

Днем основания ВДВ считается 2 августа 1930 года. В этот день на учениях Московского военного округа под Воронежем для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах подразделение в количестве 12 человек.

С начала своего существования ВДВ стали войсками «передового рубежа», способными выполнить любую задачу, сколь невозможной она ни считалась бы. Формирование авиадесантных частей, положившее начало массовому развертыванию этого рода войск, началось в 1932 году. А в 1941 году на базе воздушно-десантных бригад были созданы корпуса численностью свыше 10 тысяч человек каждый.

Одной из самых драматичных и ярких в истории ВДВ стала операция в тылу врага в ходе битвы за Москву (жаль, что о ней вспоминают в наши дни нечасто). Осень 1941 года была тревожной и грозной: несмотря на героическое сопротивление, оккупанты все ближе подступали к Москве. Все мыслимые и немыслимые человеческие и материальные ресурсы были задействованы в наступлении на врага. И тогда командование приняло решение о переброске войск ВДВ в тыл противника, которому необходимо было отрезать дорогу на Смоленск, чтобы в итоге фашистская армия оказалась в окружении.

Каждый из десантников готов был идти на смерть, каждый из них совершил тогда подвиг. Десанту удалось в ходе операции уничтожить более 15 тысяч немецких солдат! Именно тогда, в суровом декабре 1941 года, в жестоких боях в глубоком тылу противника, и родился священный девиз ВДВ: «Никто кроме нас». Потому и по сей день в войсках ВДВ столь бережно и трепетно относятся к своему девизу и флагу.

В ходе всей Великой Отечественной войны десантники проявляли массовый героизм: десятки тысяч воинов воздушно-десантных частей ВВС РККА награждены были орденами и медалями, 126 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

И спустя годы после Великой Победы ВДВ не раз доводилось выполнять боевые задачи при защите мирного населения от террористов и агрессоров. С февраля 1988 года российские десантники принимали участие в действиях в «горячих точках» как на территории страны, так и за рубежом. Одной из самых тяжелых потерь в истории современных ВДВ стала гибель 6-й роты 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в марте 2000 года, когда это подразделение предотвратило прорыв 2,5 тысяч боевиков, уничтожив свыше 700 бандитов.

И ныне воздушно-десантные войска заслуженно считаются элитой Российской армии; немало молодежи считает для себя за честь служить именно там. «Крылатая пехота», «голубые береты» — какими только эпитетами не награждают уважительно российских гвардейцев-десантников сограждане! И «Войска Дяди Васи» остаются неизменно символом мужества, надежности, ответственности, умения действовать быстро и грамотно при любых сложившихся обстоятельствах. А «дядя Вася» - вовсе не литературно-легендарный образ, вроде Василия Тёркина, а «Десантник № 1», как величают воины ВДВ своего кумира: Герой Советского Союза Василий Филиппович Маргелов (1908 - 1990), генерал армии, командующий войсками ВДВ в 1954 - 1959 и в 1961 - 1979 годы.

У праздника ВДВ сложились свои традиции и особенности, среди которых - встречи сотен десантников в Центральном парке культуры и отдыха и на Поклонной горе в Москве, парадные расчеты и возложение венков, воспоминания ветеранов с демонстрацией «дембельских» альбомов, концерты под открытым небом, а еще - купание в водоемах, а то и в фонтанах. В Люберецком районе местами дислокации крепких парней в тельняшках и голубых беретах наверняка и в этом году станут, в том числе, Наташинские пруды и парк, зоны отдыха у Малаховского озера и у Красковского карьера.

Но, что отрадно отметить, ежегодно 2 августа утреннюю службу в православных храмах посещает все больше десантников, каковыми в душе остаются и те, кто давно уже пребывает в запасе. В 22 храмах Московской епархии в этот день отметят нынче престольные праздники.

И будет молиться Господу и Илие пророку люд православный - и за себя, и за свою семью, и за однополчан, вместе с которыми довелось повидать немало. И за Родину нашу - матушку-Россию. С праздником, ВДВ!