Семья как социальный институт в современном обществе. Семья как малая группа. Вопросы для самоконтроля


Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья - состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх.
  4. Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская - это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

  • Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
  • Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
  • Она является малой социальной группой.
  • Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.

Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

  • Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
  • Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
  • Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
  • Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
  • Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
  • Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
  • И другие.

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Специфика семьи как социального института

Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.

Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.

Развитие семьи как социального института

Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:

  • Добрачный.
  • Создание союза.
  • Становление.
  • Начало и окончание деторождения.
  • Воспитание детей.
  • Отделение от семьи последнего ребенка.
  • Распад в результате смерти супруга или развода.

Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.

Виды и формы семейных и брачных отношений

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

  • Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
  • Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.

По форме брак может быть:

  • Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
  • Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.

Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

  • Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
  • Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
  • Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

  • Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
  • Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

  • Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
  • Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
  • Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

  • Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
  • Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
  • Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
  • Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
  • «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

  • Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
  • Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.

Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.

А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

  • Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
  • Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
  • Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
  • Изменились функции семьи.
  • Уменьшилось количество детей.
  • Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Семья — основной социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших человеческих потребностей, в первую очередь, воспроизведение самого человека.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связана личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Функции семьи:
— репродуктивная — биологическое воспроизводство населения;
— социализации личности — является первичным агентом социализации, под ее влиянием формируется личность;
— хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи;
— экономическая — накопление и передача собственности, материальная поддержка членов семьи;
— социально-статусная — наделение человека наследственным статусом, например, национальность, принадлежность к определенной династии, сословию;
— психологическая — оказание эмоциональной поддержки членам семьи;
— защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи;
— духовно-нравственная — личностное развитие членов семьи;
— досуговая — организация рационального досуга, семейный отдых.

Классификация семейных структур:

  1. Моногамные семьи основаны на браке одного мужчины с одной женщиной.
    Полигамные — множественный брак, бывает двух видов:
    полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами (гарем);
    полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами.
  2. Патрилинеальные семьи — наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, матрилинеальные — по матери.
  3. Патриархальные семьи — главой является отец;
    матриархальные — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
    партнерские — супруги равноправны, рациональное распределение обязанностей.
  4. Нуклеарные — состоящие из супружеской пары и зависящих от них несовершеннолетних детей.
    Расширенные — совместное проживание нескольких поколений родственников (родители, дети, бабушки, дедушки, тети, племянники).
  5. Бездетные, малодетные, многодетные (трое и более детей).
  6. Авторитарные (основаны на жестком авторитете родителей), либеральные (строятся на самоопределении личности, независимо от привычек, обычаев), демократические (основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов).

Основные тенденции в развитии современной семьи:

— преобладание нуклеарных, малодетных семей;
— распространение семей партнерского типа;
— повышение среднего возраста вступления в брак;
— распространение сожительства, пробных браков, возникновение в некоторых странах однополых браков;
— сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивида (связано с активным участием женщин в общественных отношениях: карьера, бизнес, политика, работающие бабушки).
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи.
В социологии брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения.
В юридическом смысле брак — добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

Условия, необходимые для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака;
в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих;
г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;
д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак;
е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.
Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных обстоятельств, брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Основания признания брака недействительным:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью.
Основаниями прекращения брака являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке.
Существует два порядка расторжения брака:
1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок)
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
2. В суде
1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом;
2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Введение

Семья - социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

По мнению исследователей, семья имеет двойной характер:

1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;

2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают только родительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.

Актуальность работы : необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее деятельность.

Целью работы является анализ основ изучения семьи, а также выявить сущность типологии семьи в современном российском обществе.

Исходя из цели определены следующие задачи :

Рассмотреть семью как социальный институт;

Изучить основные формы брака;

Изучить типологию семьи;

Выделить основные этапы развития семьи;

Рассмотреть основные составляющие семьи;

Объектом работы являются социальные феномены такие как брак и семья.

Предметом являются особенности социальной характеристики форм брака и типов семей в современном обществе.

Структура работы включает в себя: введение, в котором описана актуальность выбранной темы, определена цель исследования, а также определены задачи с помощью которых будет реализовываться эта цель; основной части состоящей из двух разделов, которые в свою очередь разделены на подразделы; заключения и библиографического списка, включающего печатные издания и электронные ресурсы (Интернет).

При анализе поставленной проблемы использовался обширный список научной литературы, включающий такие работы, как: «Социология семьи» Антонов А.И эта работа по своему содержанию, является введением в социологию семьи, из всего многообразия социологической проблематики семьи в нее включено лишь то, без чего невозможно понимание сущности семьи. Книга знакомит с понятиями и концепциями, методологией и методами, а также с содержательными результатами исследований социокультурной сущности семьи. В основу учебного пособия поло­жен курс лекций, читавшийся в 1992-1994 гг. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Это определило направ­ленность на выяснение социологического значения семьи как по­средника между несовпадающими устремлениями личности и об­щества.

В пособии «Семьеведение» Тюгашева Е.А рассматривается проблематика семьеведения – области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни.

Книга «Семейная психология» Шнейдера Л.Б. представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при­надлежащей социально-психологической и субъектив­но-психологической реальности.

Семья как социальный институт

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Термином «семья» принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институнализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

à упорядочивает и санкционирует их новую жизнь;

à устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности;

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Рассмотрим две наиболее важные функции семьи:

· репродуктивную;

· социально-биологическую;

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи:

- общественную (биологическое воспроизводство населения);

- индивидуальную (удовлетворение потребности в детях). В ее основе -удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин - суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

Таким образом мы скажем что семья для современного общества имеет большое значение как социальный институт, который воспроизводит потомство необходимое для создания новых социальных институтов и пополнения уже существующих.

Типология брака и семьи.

Основные формы брака.

Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.

Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия- брак нескольких мужчин с одной женщиной. Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.

Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние). Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: -шведская семья (сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами);

-гомосексуальная семья и семья лесбиянок . Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.

Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.

Типология семей

Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

Существуют различные типы семейв зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства :

I. Традиционная семья

Признаки: -совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки);

Экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности);

Четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.);

Глава семьи – мужчина;

II.Нетрадиционная (эксплуататорская) семья

Отличия от традиционной семьи: -женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному);

Работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);

III.Эгалитарная семья (семья равных)

Отличается: -справедливым разделением домашних обязанностей;

Демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами);

Эмоциональной насыщенностью отношений(чувством любви,взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Так же существуют типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

1. Патриархальная семья (основной функцией такой семьи является хозяйственно - экономическая т.е совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2. Детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3. Супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку).

Типологии по различным основаниям:

+ В зависимости от состава семьи: а) нуклеарная – родители и дети; б)расширенная – родители, дети и другие родственники; в)неполная – один из родителей отсутствует;

+ По этапу жизненного цикла: а)молодая семья; б)семья с первенцем; в)семья с подростком; г)семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);

+ по социальному составу: а)семья рабочих; б)семья новых русских; в)студенческая семья и другие.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

Ø нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;

Ø расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

Ø неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Этапы развития семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

I. Вступление в брак или образование семьи;

II. Начало деторождения т.е рождение первого ребенка;

III. Окончание деторождения т.е рождение последнего ребенка;

IV. «Пустое гнездо» или вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

V. Прекращение существования семьи т.е смерть одного из супругов.

Согласно Д. Олсона, цикл жизни семьи состоит из семи стадий: 1) начала семейной жизни; 2) рождения ребенка и его дошкольного возраста; 3) школьного возраста;4) подросткового возраста;5) взросления; 6) постродительской стадии; 7) старения;

В зависимости от природы и тяжести нарушений у ребенка и реакции на них семьи, стадии, через которые проходит семья особого ребенка, могут быть до некоторой степени уникальны. К некоторым семьям вообще невозможно применять модели, существующие в теории жизненных стадий, поскольку их жизненный цикл определяется нестандартными событиями, происходящими в жизни ребенка. Это может быть верно, например, для семьи ребенка с гемофилией, в которой заметный стресс создают периодические кровотечения. Такие события начинают новый цикл тревоги, новых нужд и приспособления к новым условиям.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл принято определять стадиями родительства:

1. Предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца;

2. Репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей;

3. Социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);

4. Прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На каждом из этапов семья обладает специфическими строго индивидуальными социальными и экономическими характеристиками.

Структура семьи

Семья - естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач- поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи- одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С.Минухина: «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое- структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью, индивидуальных членов».

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей:

Первая- это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая- семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой - более эмоциональный.

Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую(отношения между братьями и сестрами. которые имеют одних родителей) и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность.

Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, структурированный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими свойствами:сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи.

Сплоченность (связь, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.

Д.Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

1.Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2.Разделенный (некоторая эмоциональная дистанция между членами семьи).

3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).

4.Запутанный (уровень сплоченности слишком высок). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности.

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:

® межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);

® химической зависимости одного или обоих родителей;

® болезни или потери трудоспособности одного или обоих родителей;

® болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует супружеские взаимоотношения.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме может выглядеть как ее чрезмерная иерархизированность или, наоборот, отсутствие в ней иерархической структуры.

Гибкость -способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована.

Система в хаотическом состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому.

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

v размер семьи (число ее членов).

v тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная).

v число детей в семье: малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста); среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики); многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

Заключение

Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным социальным институтом человеческого общества.

Семья более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Значит, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно­стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен­ный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не дефор­мировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение обще­ства неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.

Она дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп на­селения и даже полноценным потребителем.

Семья - оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо­му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю­щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого». В этих идеях нет новизны. Еще В.Со­ловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой инди­видуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориенти­рована на современного читателя.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение за­ключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психоло­гической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна постав­лять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может вос­пользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык -лишь бы не в ущерб смыслу.

Библиография

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

3. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

5. Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание». Разделы «Человек», «Социальные отношения», «Общество», «Культура и духовная жизнь общества», «Познание» / К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

6. Степаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. – М.: МАНПО, 2005. – 531 с.

8. Тюгашев Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 275 с.

9. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. 34 с.

11. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2007. – 736 с.


Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 209-277 с.

Степаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. – М.: МАНПО, 2005. – 531 с.

Тюгашев Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 275 с.

С.Минухин, Ч.Фишман Техники семейной терапии -М.: Класс,2006.-154 с.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479- 490 с.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 506-512 с.

Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. С. 34

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья как сложный социальный феномен

Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она Является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.

Как правило в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Так Н. Смелзер пишет: ";Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей"; . Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как ";исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения"; . Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Как малая контактная группа семья изучается прежде всего на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение. Современное направление символического интеракционизма рассматривает семью как систему социальных ролей.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, в этом плане анализируются прежде всего ее социальные функции. При этом функционалисты исходят из гармонии семьи и общества как целостности, рассматривают функции семьи как естественное выражение и реализацию потребностей общества. Представители конфликтного подхода обращают внимание на сложный противоречивый характер семейных отношений, на ролевые и иные конфликты между членами семьи, на конфликты, возникающие на основе противоречий семейных и иных отношений. Видимо, сложность феномена семьи делает необходимым сочетание различных подходов.

Важно учитывать, что, изучая межличностное взаимодействие, нельзя абстрагироваться от того, что групповое поведение зависит от социальных, экономических и социокультурных условий жизнедеятельности семьи, т.е. сочетание подходов содействует более глубокому анализу.

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой. В конечном счете, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в Отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.

На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. Институт семьи носит конкретно-исторический характер, он постоянно изменяется и развивается в связи с развитием потребностей общества. Жизнь семьи, ее исторические типы, ее структура зависят от общих тенденций изменения, развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Характер семейной ролевой структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями. Неравноправие женщины в обществе влечет за собой неравноправие в семье. С другой стороны развитие демократии, утверждение про свободу женщины ведет к утверждению равноправия в семье. Семейная власть может основываться на традиционных представлениях, на экономическом преобладании или моральном авторитете. Многообразны и методы обеспечения семейной власти.

Роли и их реализация регулируются разнообразными нормами. Правовые нормы регулируют имущественные взаимоотношения супругов, материальные обязательства супругов по отношению к детям, друг к другу, расторжение брака. Моральные нормы, обычаи, традиции регулируют процесс ухаживания, выбора супруга, распределение власти и обязанностей между супругами, воспитание детей, семейный досуг, отношения с родственниками.

В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей. В семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, привычки, установки по отношению к своему здоровью. Семья воспитывает вкусы и потребности. У младшего поколения определяет во многом выбор профессии, уровень духовных ценностей. Именно в семье закладываются основы отношения к старшему поколению. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда, с формами хозяйственной деятельности.

Семья обладает высокой персональной значимостью. Для большинства людей сегодня - это необходимая среда обитания, особая ниша, оберегающая, защищающая человека. По данным исследователей, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Особенно это относится к мужчинам. Например, в возрасте от 25 до 64 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам, чем семейные, в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и рака, в 5,4 раза - от диабета и туберкулеза. Конечно, благотворное воздействие оказывает благополучная семья, неблагополучная скорее ухудшает положение человека.

Функции семьи

Основное назначение семьи - обеспечение социальной и культурной непрерывности развития общества. Как социальный институт семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию, т.е. функцию деторождения, воспроизводства населения. Она не сводится к биологическому производству, а носит социальный характер, ибо предполагает не просто рождение ребенка,

а воспроизведение человека, соответствующего современному уровню развития общества.

Семья выполняет экономическую, материально-производственную, хозяйственно-бытовую функцию, функцию накопления материальных благ и передачи их по наследству. Развитие в последние годы индивидуально-трудовой деятельности, семейного подряда, аренды постепенно возвращает производительный труд в семью, активизирует выполнение функции передачи социального статуса.

С репродуктивной функцией тесно связана воспитательная функция семьи. Семья обеспечивает преемственность в развитии культуры, участвует в сохранении и передаче молодому поколению духовных ценностей и трудовых навыков. Семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, вводит его в сложный мир социальных связей, прививает ему привычки, навыки, формирует взгляды, нравственные установки, ценности. Семья выполняет рекреативную, т.е. восстановительную или функцию эмоциональной стабилизации и психологической терапии. В семье мы получаем помощь, поддержку, сбрасываем то напряжение, которое получили в процессе социальных контактов. Семье присуща также коммуникативная функция, поскольку она удовлетворяет потребность человека в общении на основе взаимопонимания и взаимоподдержки и вместе с тем в изоляции, уединении. Семья выполняет регулятивную функцию, в частности, осуществляет функцию моральной регламентации Поведения членов семьи, в общении друг с другом и другими людьми, функцию регуляции сексуального поведения. Уже чувство принадлежности к семье корректирует поведение на работе и в общении с другими людьми. Иногда исследователи семьи называют и фелицитологическую функцию. Однако точнее ее отнести индивидуальным функциям, удовлетворяющим личные потребности индивидов.

Все социальные функции удовлетворяют и личные потребности. Так, функция воспроизводства удовлетворяет потребности в родительстве, в воспитании детей. Экономическая и хозяйственно-бытовая удовлетворяет потребности в хозяйственно-бытовых услугах, материальной помощи. Функция социализации выражается в таких индивидуальных функциях, как духовное взаимообогащение членов семьи. Функция досуговая удовлетворяет потребности в совместном проведении досуга. Функция эмоциональной стабилизации И психологической терапии обеспечивает получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви.

На реализации функций сказываются особенности периодов жизнедеятельности семьи. Принято выделять следующие периоды жизнедеятельности. Первый - от заключения брака до появления первого ребенка. Второй оканчивается поступлением последнего ребенка в школу, третий - достижением социальной зрелости последним ребенком. Последний, четвертый начинается созданием собственной семьи последним ребенком.

Структура семьи

Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. В частности, она определяется характером заключаемого брака.

История знает различные виды семьи, определяемые характером супружества (моногамные и полигамные). Моногамная семьи состоит из двух супругов, полигамная имеет две разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Исторически первым видом была полигамная семья, с развитием общества постепенно она вытесняется моногамной. В современном мире полигиния сохранилась, в основном, в странах Арабского Востока, полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.

В современных странах встречаются и нетрадиционные однополые семьи. Сексуальные меньшинства ведут борьбу за их признание, правовое оформление. Значение брака в определении характера семьи еще не позволяет сделать вывод о его первичности. До сих пор ведутся споры, что первично брак или семья. Но ответа не дает ни теория, ни повседневная жизнь. Каждая перепись населения, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, больше числа женатых мужчин. Но это не означает, что у нас существует многоженство. Видимо, одно и то же явление - фактический брак, люди расценивают по разному: женщины считают его реальным, настоящим, мужчины считают его временным сожительством, безбрачием.

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) и социально-гетерогенной (разнородной). Поданным социологов гомогенные семьи составляют около 70% от общего числа семей. В этих семьях муж, жена и их родители принадлежат к одними и тем же социальным группам, социальным слоям. Гомогенная семья, как правило, более устойчива, гармонична, эгалитарна. Социально гетерогенных семей до 30%. Принадлежность к различным культурным, социальным группам, различное образование, профессии нарушают гармонию, устойчивость, поэтому преобладают авторитарные отношения. Однако эти особенности не следует абсолютизировать. Иногда существующие различия стимулируют большую активность в самообразовании, самовоспитании и т.д.

По типу главенства, руководства семьей различают две разновидности семьи: эгалитарная (равноправная) семья и авторитарная. Авторитарные семьи характеризуются жестким подчинением одному из супругов или другому члену семьи. Эгалитарная семья основана на разделении ролей в соответствии с личными качествами и способностями супругов, на участии каждого в принятии решений, воспитание детей строится на убеждении, а не на принуждении. Эгалитарную семью часто называют демократической, имея в виду распределение власти. В обществах господствуют при этом патриархальные или матриархальные принципы. Это сказывается на распределении власти и на расселении членов семьи по месту жительства отца или матери. Как правило, более устойчивыми являются семьи, где глава - женщина.

Можно проследить воздействие на семью социальной принадлежности. По мнению исследователей, для семей рабочих характерно более жесткое следование семейным ролям, нежели для семьи представителей среднего класса. Отличительной особенностью является и раздельный досуг мужчин и женщин, в то время как для семьи среднего и особенно высшего класса характерен совместный отдых.

Чем ниже доход семьи, тем чаще она возглавляется женщиной. Ян Робертсон отмечает, что для черных в США характерно, что в 40% случаях семья возглавляется женщиной.

Ролевая структура характеризует систему отношений членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях, обычаях, существующих в обществе, социальных группах, семье. Традиционные роли, в соответствии с которыми женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был главою семьи, хозяином, который обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уже трансформировались. Сегодня большинство женщин работает, выполняет весомые социальные роли, зарабатывает иногда больше супруга. Это влияет на все стороны функционирования семьи, в том числе на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и росту уровня разводов.

Особенности семьи зависят также от ее состава. Исследователи выделяют расширенную семью, включающую различные поколения, нуклеарную (отдельную, простую) семью, которую образуют супруги с детьми, и неполную семью, когда отсутствует один из супругов. Каждый из этих видов семьи имеет свои социальные проблемы. В сложной семье - это проблема взаимоотношений поколений, отказа от мелочной опеки над молодыми, помощи старшим. В неполной семье - это проблема воспитания детей. В простой (нуклеарной) семье - это проблема климата, формирования традиций, стиля семейной жизни.

При социологическом анализе семьи большое значение имеет учет возрастных характеристик супругов. Различаются молодежная семья, когда возраст супругов до 30 лет, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Возраст накладывает отпечаток на семейные отношения, на характер трудностей, противоречий, которые нуждаются в преодолении. В молодежной семье это трудности адаптации к супружеским обязанностям, к новому быту. В семье среднего супружеского возраста проблема преодоления скуки, однообразия, стереотипности во взаимоотношениях супругов, разгорающихся конфликтов. У пожилых супругов проблемы бережного отношения к друг другу, уступчивости, освоения новых ролей.

Существенное воздействие на характер семейных отношений оказывает количество детей. По количеству детей обычно выделяют такие разновидности семьи, как бездетные, однодетные, малодетные и многодетные семьи. Бездетные семьи (где в течение 10 лет супружества не появился ребенок) составляют более 15% всех семей. Каждая третья такая семья распадается чаще всего по инициативе мужчин. Однодетные семьи составляют в городах больше 50% семей. Из этих семей распадается каждая вторая. Малодетная (семья с двумя детьми) отличается большей устойчивостью (по сравнению с однодетной более чем в 3 раза). Она создает лучшие условия для формирования личности ребенка, его моральных качеств и коммуникативных способностей. Многодетная семья (трое и более детей) распадается редко, имеет и Другие преимущества, хотя в современных условиях связана с большими материальными трудностями.

Общей тенденцией современного развития семьи является уменьшение количества детей. По данным социологических исследований, и мужчины, и женщины хотели бы иметь в среднем меньше детей, чем было в семье их родителей. Это объясняется не только изменением положения женщины, ее большей загруженностью, не только уровнем материальной обеспеченности семьи, но и напряженностью, конфликтностью отношений в семье. Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности.

Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи с падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, ростом числа свободных союзов, внебрачных рождений и т.п. Вместе с тем для современной семьи характерны и позитивные перемены: расширение свободы выбора для мужчины и женщины, утверждение равенства характеров, большие возможности контактов между поколениями, в целом большая ориентация на семью.

Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что все большее число людей рассматривают семью в качестве высшей ценности. С.И. Голод подчеркивает, что социальные изменения выражаются и в том, что в структуре мотивов брака на первый план выдвигаются ценности, связанные с рождением и воспитанием детей, а также ценности супружества как личностного общения [I]. Отсюда оптимистические прогнозы ряда социологов относительно развития семьи в XXI веке как свободного союза, основанного на любви, сотрудничестве, совместном ведении домашнего хозяйства.

Многие исследователи обращают внимание на сложные и трудные проблемы становления семьи.

Адаптация к семейной роли сложный и трудный процесс. По данным социологов, из общего количества распадающихся браков почти 40% приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет. Если адаптация протекает успешно, супружество превращается в гармоническую общность, в противном случае возникает состояние напряженности, переходящее в конфликты, которые могут заканчиваться разводом.

Внутренняя гармония, сплоченность определяется воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся: взаимная любовь, чувство долга по отношению к супругу, детям, взаимное стремление к счастью, забота друг о друге, использование брака для реализации стремлений личности. Внешние факторы: давление нормативных систем, требующих сохранения семьи, забота о детях, влияние общественного мнения, экономических условий.

Что же является критерием успешного брака? Ян Щепаньский называет: 1) прочность брака, 2) субъективное ощущение счастья у обоих супругов, 3) исполнение ожиданий более широких групп, 4) полное развитие личности супругов, их активности, способностей, воспитание способных и активных детей, 5) достижение внутренней интеграции, отсутствие конфликтов . Однако не следует абсолютизировать предлагаемые показатели, в полном объеме они почти никогда не встречаются, возможны различные их сочетания.

В семье неизбежны противоречия, конфликты, ибо супруги могут отличаться по характеру, по духовным запросам, уровню эмоциональности, характеру и уровню культуры. Напряженность в семье может возникать на почве ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, материального обеспечения семьи и др.

Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский ученый Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи: 1) когда муж работает, жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством. 2) И муж, и жена работают по необходимости, жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени. 3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают. 4) Оба работают и оба делят обязанности по дому.

В литературе высказывалась мысль, что выход в плане укрепления семьи в возврате к материнскому призванию женщины, в уходе ее с работы. Джесси Бернард возражает против этого вывода, считает, что это не решит проблемы, ибо женщина, вкусившая свободы, не откажется от свободного выбора трудовой и общественной деятельности. Перспективным ей представляется совместное ведение домашнего хозяйства.

Конфликты возникают не только между супругами, но и между родителями их детьми. Их сложнее разрешить, ибо в их основе лежат различия культур старых и новых поколений.

Каковы пути преодоления напряженности? Конфликты преодолеваются под влиянием общих стремлений к достижению гармонии, привязанности, любви членов семьи друг к другу, под влиянием установки на взаимопонимание, терпимость, снисходительность, под влиянием страха распада семьи, утраты привязанности. Если конфликты, напряженность не преодолеваются, то это приводит к распаду семьи.

Контрольные вопросы

    Семья как сложный социальный феномен.

    Методологические подходы к социологическому анализу семьи.

    Связь семьи с другими социальными институтами.

    Исторический характер семьи как социального института.

    Функции семьи.

    Структура семьи.

    Тенденции развития семейных отношений.

    Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.

Темы рефератов

    Социальные проблемы отношений между поколениями.

    Межнациональные браки.

    Проблемы устойчивости брака.

    Студенческая семья, ее проблемы.

Литература

    Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. -Д.: Наука, 1984.

    Гурко В.И. Студенческая семья. - М.: Мысль, 1988.

    Мацковский М.С. Социология семьи. - М.: Наука, 1989.

    Молодая семья. - К.: Украина, 1991.

    Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

    Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979.

    Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Наука,1978.

    Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969.

    Население СССР за 70 лет. - М.: Наука, 1988.

4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Образование является одним из самых древних институтов. Оно возникает в силу потребности общества в воспроизводстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни.

В современном мире образование приобретает особый вес, ибо призвано обеспечить подготовку субъектов социального действия к решению глобальных задач, стоящих перед человечеством. Образование охватывает практически почти все социальные группы. Подготовка новых поколений к осуществлению социальных и профессиональных функций требует все более длительного и сложного обучения, воспитания.

МАШИНОВЕДЕНИЯ О.В. ШАТУНОВА И Н Ф О Р М А Т И К А Учебное пособие для студентов , обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» ... Акулов, О.А. Информатика: базовый курс: учеб. пособие для студентов / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М.: ...

  • Учебное пособие для студентов

    Учебное пособие

    ... "Компьютерные технологии и обработка материалов давлением" УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по курсу «Математика и информатика» 5 модуль... с номером варианта каждый студент поэтапно проектирует учебную базу данных для заданной предметной области...

  • Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей

    Учебное пособие

    Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...