Волшебное объяснение смены времен года. Какое существует сказочное объяснение смены времен года


Чрезвычайно важно с самых ранних лет дать детям понятие о смене . «Неужели для этого нужны специальные методики или пособия?»-спросите вы. Ведь ребенок часто гуляет на улице, наблюдает природные явления воочию. Зачем ему картинки в книжках, когда на улице есть настоящие деревья, снег, солнце? Можно выйти с малышом на улицу и рассказать ему о лете, осени, зиме… Конечно, познавательную ценность прогулок на свежем воздухе никто не отменял. Ребенок должен видеть настоящую природу, и картинки ее не заменят. Дело в другом. Комплексное представление о смене времен года для детей часто остается вне сферы их внимания. Они могут знать, что есть зима, осень, но не соотносить слова с явлениями. Как часто сталкиваешься со случаями, когда дети в первом классе не могут сказать, какое время года за окном! А почему? Ребенок должен получить комплексную картину мира. А для этого он должен видеть перед собой все его составляющие одновременно. В природе это невозможно. Однако предлагаемые нами картинки «Времена года для детей» помогут вам, уважаемые родители и воспитатели, справиться с этой задачей.

Картинки созданы по сюжетам, взятым из реальной жизни и . Разложите перед малышом изображения четырех различных времен года, желательно похожих по сюжету. Например, на всех картинках будет фигурировать человек. Присмотритесь к его одежде, обратите внимание ребенка на то, как одеваются люди летом, зимой, осенью. Спросите, с чем связаны такие изменения. Если на картинках – природа, акцентируйте внимание на том, как «одеты» деревья, какого цвета все вокруг, почему происходят подобные изменения. Пусть в вашей речи чаще звучат названия времен года: малыш будет их запоминать и также начнет употреблять.

В связи с вышесказанным изучать времена года для детей можно, начиная с 2 – 3 лет, когда у ребенка есть в словарном запасе базовая лексика и он готов к усвоению новых слов и понятий. Конечно, далеко не все детям будет ясно с первого раза. Родителям нужно набраться терпения, поскольку вопросы у малыша могут возникнуть самые непредсказуемые. Оставляйте ребенка в том числе наедине с картинками. В голове у малыша в это время происходят сложные мыслительные процессы: он познает себя, мир и свое место в нем. Когда он научится ориентироваться по изображениям, выйдите на улицу и попытайтесь вспомнить все то, о чем вы говорили дома. Пусть ребенок сам назовет настоящее время года, объяснит, почему, например, он одет в шапку и куртку, по какой причине опали листья и собирается дождь. Можно взять несколько картинок на улицу и сравнить изображаемое с реальностью. Главное – ваша фантазия и опыт. А у вас, уважаемые взрослые, и того, и другого вполне достаточно, чтобы познакомить нового жителя планеты с ее неписанными законами.


Подборка материалов по теме

Игра

Игра на сортировку про четыре времени года:

Фото-карточки

Тематические карточки на сортировку по различным временам года для детей: зима, весна, лето, осень.

Раскраска

Четыре времени года с симпатичным мальчиком:

Тематические картинки

Деревья

Карточки — зима, весна, лето, осень:

Еще одна игра на тематическую сортировку по временам года:


Фото деревьев в различные времена года — зима, весна, лето, осень:


Обсуждаем времена года и занятия детей по картинке, сравниваем.

Главной сферой деятельности ребенка является игра. Дети познают мир, изучают собственные эмоции и вступают во взрослую жизнь. Кроме игры, важным аспектом здесь является творчество. Во время рисования, лепки и раскрашивания малыши развивают фантазию, проявляют себя и познают мир.

Особенности

Заботливые родители стараются развивать малыша с раннего возраста и дать ему как можно больше знаний по всем предметам. Но следует учитывать особенности еще не совсем сформированной психики и интеллекта маленького исследователя. Среди всех вопросов, на которые ребенок пытается получить ответ, важен вопрос о том, Ведь он настолько динамичен, что порой дети не успевают понимать последовательность всех событий.

Одним из самых интересных моментов познания мира является вопрос времен года. Поэтому важно с самых ранних лет дать детям правильное понятие этого явления.

Для какого возраста подойдет сказочное объяснение смены времен года? Целенаправленно изучать данные понятия следует с 2-летнего возраста, когда уже сформирован необходимый лексический запас.


Природа

Самым первым и правильным было бы простое наблюдение за окружающей средой. Дети любят гулять на улице, и во время таких прогулок появляется очень много «почему». Разные природные и погодные явления сменяют друг друга, и ребенок понимает, что перемены обусловлены не только изменениями внешними. Познавательная ценность прогулок на свежем воздухе достаточно высока, но она не поможет маленькому человечку получить комплексное представление о временах года. Ведь в детстве время идет очень медленно, и то, что было пару месяцев назад, маленький ребенок может и не помнить.

Малыш может понимать, что есть зима, весна, осень и лето, но при этом никак не связывать названия времен года. Важно научить соотносить их с явлениями, которыми они сопровождаются. Поэтому нужно видеть целостную картинку всех времен года.

Сказочное объяснение смены времен года является наиболее доступным для ребенка.


Сказки

Все дети без исключения любят сказки. Это народное творчество дает юным фантазерам выучить основные характеристики добра и зла, учит правильно воспринимать окружающий мир.

Первым шагом может стать сказочное объяснение смены времен года. Что нарисовать, чтобы ребенок понял суть?

Комплексное изображение поможет сравнить и вызовет немало вопросов, но именно так и можно достичь истины. Разные картинки с временами года помогут понять и проанализировать каждый нюанс.

На одном из самых первых занятий можно просто разложить картинки с разными временами года перед малышом. Желательно, чтобы изображения были максимально идентичны. То есть можно предложить простой рисунок дерева и тропинки. При помощи таких изображений ребенок поймет, что осенью деревья украшены желтой листвой, летом - зеленой, а зимой оно окутано слоем снега.

Другие похожие картинки могут быть с человеком в разных одеждах, в зависимости от сезона. Постарайтесь объяснить ребенку, почему они так одеты. Частое употребление времен года при первом знакомстве поможет малышу выучить их и соотнести с природными явлениями.


Феи

Как нарисовать сказочное объяснение смены времен года?

Для этого можно воспользоваться сказочными образами фей. Этим способом можно поиграть в ассоциации с ребенком.

Зимушка-Зима в теплой шубке, усыпанной снежинками, по взмаху волшебной палочки превращает землю в белый ковер, деревья покрываются инеем, а все вокруг становится искрящимся и волшебным.

Красавица Осень в золотом платье раскрашивает листья в желтый, на полях зреет урожай, а милый ежик спешит с дарами природы к себе в лес.

Юная Весна с развевающимися волосами превращает землю в цветущий ковер, вокруг летают птички, распускаются цветы.

Жизнерадостное Лето можно изобразить в виде юноши, играющего на флейте. На звуки игры слетаются разноцветные бабочки и озорные птички, вблизи в ручье купаются утки или лебеди.

Мультфильмы

Еще одними помощницами могут стать известные мультяшные принцессы. Сказочное объяснение смены времен года воплотили в себе диснеевские героини. Рапунцель - Весна с золотыми волосами, гуляющая цветущими полями, Анна - Лето, увенчанное цветами, Мерида - Осень с золотыми локонами, Эльза - Зима в компании верного друга Снеговика в окружении снежинок.

Как преподнести сказочное объяснение смены времен года? Фото героинь на фоне волшебного леса дают полную картину для понимания ребенком изменений в природе. Наглядность важна для восприятия ребенком всего происходящего.

Сказочное объяснение смены времен года развивает воображение и фантазию малыша, расширяет его кругозор и увеличивает словарный запас.


25

одну, то другую ее сторону. А Мальчик говорит, что это

Земля вращается вокруг Солнца и потому объяснение Де-

вочки неправильно. Ребята, поднимите руки те, кто согла-

сен с Мальчиком. А кто поддерживает Девочку? Давайте

вспомним урок «Мы - жители Вселенной». Мы тогда по-

знакомились с тем, как устроена Вселенная. И знаем, что

раскаленное небесное тело - звезда Солнце - находится

в центре, а планеты - холодные небесные тела, в том чис-

ле и наша Земля, - вращаются вокруг него. Вот такой не-

бесный танец. Значит, объяснение Девочки, почему проис-

ходит смена дня и ночи, неправильно.

А теперь давайте разберемся с помощью учебника. Перед

мним, на какой стороне горизонта солнце восходит, а на ка-

кой заходит. Что такое Северный полюс, Южный полюс?»

Затем учитель читает текст на с. 20-21 учебника о враще-

нии Земли вокруг воображаемой оси, запускает детский вол-

чок для наглядной демонстрации вращения предмета вокруг

собственной оси; подтверждает текст, показывая опыт, в ко-

тором вращающийся глобус освещается статичным фонари-

ком. Предлагает рассмотреть схему в учебнике на с. 20, ко-

торая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах

смены дня и ночи, и обсуждает ее с детьми.

в роли Земли и Солнца. На голову одного из желающих на-

девает бумажный ободок с изображением земного шара.

Другой ученик держит в руках включенный фонарик.

«Земля» кружится вокруг «Солнца», одновременно враща-

ясь вокруг своей воображаемой оси.

Затем выполняются задания № 2 и № 3 на с. 14-15 ра-

бочей тетради.

Учитель, вращая глобус, освещаемый фонариком или

лампой, говорит: «Вот Земля полностью обернулась вокруг

своей оси. Сколько времени прошло? (Сутки.) А как назы-

ваются семь суток вместе? (Неделя.)» Хорошо читающий

ученик зачитывает текст на с. 22-23 учебника. Учитель

предлагает детям назвать дни недели, одновременно вы-

страивая их последовательность на доске с помощью маг-

нитов и полосок бумаги, на которых написаны названия

дней недели. Задаются вопросы: «Как по названию узнать,

какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым?

Какой из дней С. Маршак назвал «колесиком недели»? По-

чему?» Для закрепления знаний о днях недели дети выпол-

няют задание № 4 на с. 15 рабочей тетради.

ника, обсуждают их, а также вопросы, предлагаемые в руб-

рике «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Завершая урок, учитель задает классу вопросы рубрики

«Проверим себя» (с. 23 учебника), зачитывает вывод урока.

^ 26

Региональный компонент. Подберите в творчестве наро-

дов своего края легенды о смене дня и ночи. Предложите

детям создать кукольный спектакль, сделать рисунки и

другие творческие работы на этой основе.

Физкультминутки. Игра «День - ночь». Дети в шерен-

ге попеременно производят расчет на «день» и «ночь». Иг-

роки «день» остаются стоять лицом к учителю, а игроки

«ночь» поворачиваются спиной. Все игроки в таком поло-

жении сцепляются под руки, и каждый тянет вперед

в свою сторону.

^ Домашнее задание: теоретический материал на с. 20-

23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради.

ческую работу ребенка по теме урока, побеседуйте с ним и

Расскажите о ритме своей рабочей недели и дней отдыха.

Вместе с ребенком выполните творческую работу «Моя не-

деля» на с. 16-17 рабочей тетради.

^ Урок 7. МЕСЯЦ И ГОД

Задачи урока: сформировать представления детей__о свя-

зи естественных единиц измерения времени «месяц» и

«год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг

Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда

Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать

в детях интерес к наблюдению за живой и неживой приро-

дой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен

года; развивать творческое воображение детей в процессе

наблюдения за природой в течение года.

^ Планируемые результаты: уметь с помощью схемы дать

научное объяснение изменению внешнего виды Луны в те-

чение месяца; установить связь между названиями естест-

венного спутника Земли и единицей измерения времени

«месяц»; уметь представить единицу измерения времени

«год» как последовательность двенадцати месяцев; прояв-

лять творческую активность в создании сказочного образа

«месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморф-

ных существ с помощью словесного или изобразитель-

но-прикладного творчества.

Оборудование. У учителя- куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах с узнаваемыми деталями сезон-

ной одежды, которые по ходу урока будут быстро менять-

ся; по возможности - серп (или вырезанное изображение

серпа) и прямая палочка, соразмерная серпу; хлеб круглой

формы, краюшка хлеба, отрезанная от круглой буханки;

волшебный клубочек. ^ У учащихся- ножницы, клей; цвет-

ные карандаши или фломастеры.

Ход урока

Учитель начинает урок с загадки: «Над бабушкиной из-

бушкой висит хлеба краюшка. Собачка лает, а достать не

может». (Месяц.) Учитель продолжает: «Ребята, что такое

«хлеба краюшка»? Кто хочет нарисовать на доске картин-

ку к этой отгадке: дом, над ним - месяц, похожий на кра-

юшку хлеба? (Ученики по желанию рисуют на доске такую

картинку с месяцем.) А еще месяц может быть похож на

серп - старинное орудие труда, которым убирали с полей

рожь, пшеницу. (Учитель демонстрирует серп (или его

изображение), показывая движениями, как работали этим

орудием труда. Затем показывает в одной руке серп, в дру-

гой - краюшку хлеба.) А теперь сравним: чем по форме

похожи и чем различаются краюшка хлеба и серп?» (У них

одинаковая округлая с одной стороны форма; но у краюш-

ки вторая сторона прямая, а у серпа внутренняя сторона

также округлая, рожки остренькие, весь серп тоненький,

а краюшка - более объемная, толстенькая.)

Учитель: «Вот вам еще загадка: «Сивый жеребец, круг-

лый, как венец, белыми очами на весь мир глядит». Что

это? (Луна.) А теперь вспомним, что такое Луна. (Холодное

небесное тело, которое вращается вокруг Земли, спутник

Земли.) Кто может сделать на доске рисунок, как Луна

«смотрит на весь мир», допустим на ту же бабушкину из-

бушку - как в первой загадке? (Кто-либо из детей делает

рисунок. Теперь на доске рядом два одинаковых рисунка,

с той только разницей, что на первом из них над доми-

ком изображена, допустим, «молодая» Луна - серповид-

ный «месяц» с рожками влево, а на втором - «полная»

Луна.) А теперь вопрос для самых наблюдательных: всегда

ли Луна на небе выглядит одинаково, как круглый венец,

как шар, как целая круглая буханка хлеба? (Нет. Луна на

небе выглядит по-разному: иногда мы видим Луну в форме

тонкого серпа, иногда - в виде плотной краюшки хлеба.

В том и другом случаях мы называем ее месяцем.)

Итак, какую видимую форму Луны на небе люди назы-

вают словом «месяц»? (Когда Луна видна на небе в форме

серпа, краюшки хлеба.) Видите, оказывается, для разной

видимой формы Луны на небе люди издавна используют

два разных слова. Давайте попробуем разобраться, почему

же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова

«месяц» есть второе значение - единица времени, которая

состоит из четырех недель».

Учитель читает текст на с. 24-25 учебника, иллюст-

рируя свой рассказ рисунками на доске, а также используя

серп для наглядного изображения разных фаз Луны. При

этом показывает детям серп рожками влево и приставляет

к ним палочку - это образ буквы «р» (месяц «растет», он

молодой); серп рожками вправо - это образ буквы «с» (ме-

сяц «стареет»). Ближе к новолунию видимая нам часть Лу-

ны все больше начинает походить на серп, ближе к полно-

лунию она больше становится похожа на краюшку хлеба.

В полнолуние Луна похожа по форме на целую круглую бу-

ханку хлеба. Учитель показывает детям круглую буханку.

В новолуние мы Луны на небе совсем не видим. Время, ко-

торое проходит от одного новолуния до другого, и называ-

ется месяцем. Примерно за это время Луна делает полный

оборот вокруг Земли.

Затем учитель предлагает детям рассмотреть схему на

с. 24-25 учебника. Помогает разобраться в ней и дать на-

учное объяснение лунному циклу, между фазами которого

проходит по неделе. Просит сравнить фотографии двух пей-

зажей с Луной в разных фазах, назвать эти фазы, опреде-

лив, «стареет» или «растет» Луна, изображенная на фото-

графии слева от схемы, привести доказательства своему

утверждению.

Для закрепления материала дети выполняют задание

графию двусторонней игрушки-месяца вверху на с. 24

учебника и придумать собственное сказочное объяснение

изменению облика Луны. Такую игрушку можно сделать

из двух склеенных вместе частей, на одной изобразить

бодрствующий молодой месяц, на другой - месяц старый,

спящий; укрепить между частями прутик (по такому же

принципу, как выполнялась игрушка «День - ночь»). Это

задание может быть предложено в качестве домашнего.

В классе детьми выполняется задание № 3 на с. 19 рабочей

Учитель может рассказать учащимся народные сказки,

связанные с Луной, например японскую сказку о лунном

зайце: «Однажды в гости к зайцу зашло божество. Хозяину

нечем было угостить высокого гостя. И чтобы не нарушать

законов гостеприимства, заяц сам бросился в огонь, решив

послужить угощением. Божество, пораженное благородст-

вом зайца, выхватило беднягу из огня и забросило на небо.

Теперь заяц вечно живет на Луне, служа всем живущим на

Земле примером благородства и самоотверженности». Учи-

тель говорит детям о том, что, правда, в ясную ночь полно-

луния можно разглядеть на Луне фигуру, которая может

походить на зайца или еще на каких-либо животных или

людей. На самом же деле так мы даже невооруженным гла-

зом, без наших помощников - приборов, видим лунные

пейзажи - кратеры и возвышенности. Если есть возмож-

ность, учитель демонстрирует детям фотографии Луны.

Предлагает детям вместе с родителями провести наблюде-

ния за жизнью Луны на небе в течение месяца и потом по-

делиться своими впечатлениями в классе, сделать рисунки

и в завершение этой работы выполнить задание № 2 на

ке С. Маршака «Отчего у месяца нет платья» о чудесных

превращениях луны:

Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.

Сшей мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку,

Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней

Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно, -

Так поправился месяц небесный!

Чуть не плачет с досады портной:

Что за бес подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки.

Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц, гуляка ночной,

Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил портной.

Где уж спорить портному с луной.

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж месяц стучится в окошко.

Да не месяц, а тоненький серп:

В это время он шел на ущерб.

Не луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной:

Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день вы меняли фигуру:

То вы делались круглым, как блин,

То худым, точно этот аршин.

Шить вам платье - пустое занятье.

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Во время чтения сказки дети показывают руками, как

меняется облик главного героя от строфы к строфе. Внача-

ле руки от локтя тесно прижаты одна к другой перед

грудью; затем руки разводятся, имитируя полукруг, а

затем - круг; после этого снова начинают сдвигаться.

Можно использовать и мимику: вначале щеки втянуты,

затем постепенно надуваются, а потом снова начинают спа-

Учитель: «Ребята, давайте вспомним, какие единицы

измерения времени нам уже известны. (Секунда, минута,

час, сутки, неделя, месяц.) А сколько времени каждому из

вас приходится ждать от одного дня рождения до другого?

(Год.) Да, в песенке из одного мультфильма даже есть та-

кие слова: «К сожаленью, день рожденья только раз в го-

ду!» Учитель просит каждого посмотреть на схему года на

с. 26 учебника, поставить пальчик на месяц своего рожде-

гу, чтобы вернуться к «своему» месяцу; сравнить получен-

ное количество месяцев с числом, которое получилось

у соседа по парте. Учитель вместе с детьми делает вывод:

«В году двенадцать месяцев». Загадывает загадку: «Стоит

дуб о двенадцати ветвях; на каждой ветви по четыре гнез-

да; в каждом гнезде по шести простых яиц, а седьмое -

красное». (Год, двенадцать месяцев, по четыре недели в ме-

сяце, в неделе - семь дней, седьмой день - воскресенье.)

Учитель продолжает: «Год еще одна единица измерения

времени, очень и очень важная. Сейчас наши куклы пока-

жут вам сценку, а вы попробуйте догадаться, о чем идет

речь». Учитель с детьми-помощниками показывает осталь-

ным ученикам в классе, как выглядят куклы Мальчик

и Девочка, когда в их одежде появляются детали, связан-

ные с сезонными изменениями в природе. Так учитель под-

водит детей к выводу, что в течение года в природе проис-

ходят большие изменения и люди это издавна и всегда

замечали, потому что эти изменения очень влияют на

такое год (время, за которое Земля совершает полный обо-

рот вокруг Солнца), и выполняют задание № 4 на с. 19 ра-

бочей тетради.

Затем учитель объясняет, что такое високосный год.

Еще раз помогает разобраться в схеме круглого года. Для

закрепления знания о последовательности месяцев в году

можно использовать игру: учитель перекидывает волшеб-

ный клубочек одному из детей, произвольно назвав любой

месяц. Передавая клубочек друг другу, дети называют ме-

сяцы, идущие по порядку за тем месяцем, что назвал учи-

тель, так, чтобы к учителю клубочек вернулся с концом го-

дового круга. Можно поиграть несколько раз, чтобы этим

игровым действием проиллюстрировать выражение «круг-

лый год»: с какого месяца ни начнешь перечислять назва-

ния месяцев, они все идут в одной последовательности и

возвращаются к исходному названию - словно крутится

колесо. Завершается изучение последовательности месяцев

в году выполнением задания № 5 на с. 19 рабочей тетради.

Продолжая урок, учитель показывает старинный спо-

соб определения количества дней в каждом месяце с по-

мощью косточек на руке, сжатой в кулак. Просит детей

разбиться на пары и потренироваться в освоении этого

способа. Переходя от группы к группе, следит за правиль-

ностью выполнения задания и помогает в случае необхо-

В конце занятия учитель делает вывод урока, используя

метод незаконченных предложений: дети завершают нача-

тую учителем фразу.

^ Региональный компонент. Подберите в языках народов

своего края ряд совпадающих названий (омонимов) Луны

как небесного тела и месяца как единицы измерения вре-

мени. Найдите в творчестве народов края загадки, послови-

цы, присловья, песни, сказки, легенды с образами месяца

и двенадцати месяцев.

Физкультминутки. Дети разбиваются на группы по трое

и исполняют «космический» танец: «Солнце» стоит на мес-

те (руки у груди, пальцы сжаты в кулак, затем руки вверх,

пальцы врозь, словно лучи), вокруг «Солнца» кружится

«Земля», а вокруг «Земли» - «Луна».

Для физкультминуток можно использовать сербскую

сказку в обработке С. Маршака «Отчего у месяца нет

^ 32

Домашнее задание: теоретический материал на с. 24-

27 учебника. Выполнить рисунки или сделать игрушки,

в которых Луна, месяц, год были бы изображены в виде

сказочных персонажей.

объяснить вам старинный способ определения дней в каж-

дом месяце по косточкам на руке, сжатой в кулак. Почи-

тайте с ребенком следующие произведения: «Двенадцать

месяцев» С. Маршака, «Синичкин календарь» В. Бианки,

«Старик-годовик» В. Даля. Вместе в течение месяца вы-

полните задание № 2 на с. 18 рабочей тетради.

^ Урок 8. ВРЕМЕНА ГОДА

Задачи урока: сформировать представления детей о при-

чине смены времен года, о последовательности этой смены

и о связи изменений в природе с движением Земли по орби-

те вокруг Солнца.

^ Планируемые результаты: с помощью схемы уметь объ-

яснять причину смены времен года; понимать условность

начала перечисления времен года при неизменности их сле-

дования друг за другом в годовом круге; называть важней-

шие сезонные явления природы как признаки того или

иного времени года.

Оборудование. У учителя-куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах и сезонные детали их одежды;

глобус; фонарик; волчок, выполненный в форме годового

круга на основе зубочистки или спички, вставленной

в центр. У учащихся-цветные карандаши или фломасте-

ры; ножницы, клей.

Ход урока

В начале урока учитель просит детей открыть учебники

на с. 28. Приглашает одного из учеников исполнить роль

учителя, тот читает вопросы рубрики «Вспомним», как

будто адресуя их куклам-помощникам. Другие учащиеся

отвечают за кукол.

Учитель: «А теперь давайте проверим вашу наблюда-

тельность. Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника

от круга, изображенного на с. 26? Почему годовой круг ху-

дожник сделал разноцветным? Почему он подобрал именно

такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно

сменяют друг друга? Сколько основных цветов мы можем

выделить на этой схеме? (Художник с помощью четырех

разных цветов объединил в четыре группы по три месяца

все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год.

^ Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой

именно цвет в природе больше всего останавливает внима-