Изменения в природе с наступлением весны. Наблюдение «Сезонные изменения в неживой природе весной


Елена Барабашина
Наблюдение «Сезонные изменения в неживой природе весной»

Наблюдение по теме «Сезонные изменения в неживой природе весной».

Форма работы. Наблюдение за изменениями,произошедшими со снегом, теплым солнцем, рассматривание сосулек, исследование толщины снежного покрова.

Цель. Расширять представления об изменениях в неживой природе ранней весной, как меняются свойства снега в зависимости от температуры нагревания солнцем, длительности светового дня, ввести новые слова, объяснить их значение.

Средства и приемы: Элементы фольклора- поговорка, введение новых слов «наст»,»капель» ,чтение стихотворения, игра-конкурс снежных фигур, похвала, поощрение самостоятельного творчества детей, работа с календарем Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком (слепить снеговика и сфотографироваться с ним всей семьей для фотовыставки).

Материал: Снегомер, художественная литература, картинки.

Действия:

Как и в другие месяцы проводится наблюдение за погодой, покровом земли.

Воспитатель сообщает, что идет март –первый месяц весны. Обращает внимание детей на то, что стало теплее солнце не только светит, но и греет.

Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит). Вспоминаем,как было зимой. Прочитать стихотворение С. Берестова «Песенка весенних минут» -Что ни сутки по минутке

День длинней,короче ночь.

Потихоньку,полегоньку

Прогоняем зиму прочь!

Снег часто идет с дождем- «Зима с весной борется», но небо голубое, снег потемнел и покрылся плотной коркой, которая называется наст, с крыш капает капель. Воспитатель использует поговорку:«Февраль силен метелью, а март капелью»

Рассмотреть свисающие с крыш сосульки, вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши разные сосульки. На солнечной стороне острые и тонкие, а на теневой сосулек меньше и другой формы.

Исследование толщины снежного покрова снегомером. Отметить, что она стала меньше, а сверху лежит плотная корка. Под ней снег рыхлый, не лепится. Когда выпадает новый снег при теплой погоде, можно из него легко лепить.

Провести с детьми игру-конкурс снежных фигур, предложить варианты (неваляшка, птичка, зайка,вместе слепить одну из фигур, дальше дети лепят сами.

Спросить, понравилось ли ребятам лепить. Похвалить наиболее удачные работы, поддержать тех, кто не справился. Предложить вместе с папами и мамами продолжить дома.

Рефлексия:

Привлечь внимание к одежде, некоторые ребята сменили зимние куртки, комбинезоны и шапки.

В группе организовать работу с календарем- помочь воспитателю выбрать картинки,соответствующие изменениям погоды (солнце, снег, дождь, ветер, туча).

Совместная творческая работа родителей с ребенком «Фото со снеговиком»

Закрепление материала:

Чтение русской народной сказки (обр. К. Ушинского) «Проделки старухи Зимы».

Аппликация «Снеговик» (вариант «Моя скульптура»)

Задачи урока: познакомить детей с изменениями в живой природе с приходом весны.

Оборудование: листы с текстами, иллюстрации с изображениями раннецветущих растений, животных, книги «Зеленые страницы (А.А. Плешаков), и «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев), ножницы, цветные карандаши, видеоаппаратура, видеокассета «Ознакомление с окружающим миром» (фильм Весна в лесу»), диапроектор, слайды «Весна», «Четыре времени года», «Дикие животные в разные времена года», «День птиц в школе».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Учитель раздает детям карточки с вопросами. Карточка

1.День с приходом весны стал:

а) корчеб) длиннеев) остался таким же.

2.Температура воздуха стала:

а) вышеб) ниже в) не изменилась.

3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а)снегопадб)вьюга в)ледоход

1.Дни с приходом весны стали:

а) холоднее б) теплеев) остались такие же.

2. День весеннего равноденствия приходится на:
а) 21 маяб) 21 апреляв) 21 марта.

3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метельб) снегопадв) половодье.

3.Сообщение темы урока

Изменения в неживой природе влияют на жизнь всех живых существ. Поэтому сегодня на уроке мы говорим о жизни растений и животных весной.

4.Работа по теме урока

Подготовленные ученики читают стихотворение Я. Акима.

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня - прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые на ладошку упадут капли дождевые.

О каких весенних изменениях в природе рассказал мам поэт?

На прошлом уроке мы говорили о том, что происходит в марте, о весне света. Почему этот период весны так называют?

Весна света начинается с середины марта, с первых проталин. Ярче светит солнце, небо становится голубым или ярко-синим, свет- лого времени суток становится больше. Разбуженные теплом и све- том, просыпаются первые насекомые, начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы-сережки на деревьях и кустарниках. С цветением ольхи и орешника кончается весна света.

Бурно тает снег и превращается в воду. Талые воды заполняют все улицы, пропитывают землю. Везде лужи. Реки выходят из бе-регов - идет половодье. Начинается весна воды.

В начале мая, как только зазеленеет береза, начнется весна зелени. Мы сегодня говорим об апреле. Апрель – это месяц весенних первоцветов. Одной из первых зацветает ольха. С осени в ее ши- шечках находились семена, которые стали выпадать в конце зимы - начале весны. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра, и из них вылетает большое количество пыльцы. Это дерево опыляется с помощью ветра, поэтому оно зацветает раньше других, пока | еще не распустилась листва и не мешает пыльце разлетаться в разные стороны.

Еще одно раннецветущее, опыляемое с помощью ветра дерево -ива. Оно так же цветет рано весной, пока все остальные деревья непокрылись листвой.

Как чуток ветки сон сторожкий! Лучом пригретые едва, Отдать дымок спешат сережки, пока спеленута листва.

А. Твардовский

Николай Сладков, наблюдая весной за ивой, увидел целый пир. Что же происходило вокруг ивы?

Учитель раздает листы с текстами.

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек похож на пухового желто го цыпленка: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец.

Щелкнешь - золотой дымок запалит. Понюхаешь - мед!

Спешат гости на пир!

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь.

Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат Крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, как j тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец.

Кого писатель увидел около ивы? Почему так много насеко- мых слетелось к этому дереву? (Еще мало цветущих растений.) Почему пиру наступит конец, как только зазеленеет ива? (Ива цве- тет до того, как появятся листья.)

Вслед за ольхой и вербой распускаются подснежники. Так назы- вают раннецветущие цветы. Они появляются сразу, как только схо- дит снег. Почему они появляются так рано? Эти растения любят свет и влагу. Пока лес не покрылся листвой, в нем много света. Так как в это время бурно тает снег, то воды им тоже достаточно.

Какие растения называют раннецветущими? Рассмотрите их изображения на страницах 88-89.

Подготовленные ученики делают мини-доклады.

Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляют-ся золотые головки мать-и-мачехи. Ее цветы похожи на желтые корзи- ночки одуванчика, но они мельче. У мать-и-мачехи стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листья. Название расте- ние получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой. Это -мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная. Это - мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха.

Это лекарственное растение. Настойка из ее листьев и цветов упот- ребляется при простудных заболеваниях.

Хохлатка - это знаменитый первоцвет. У этого небольшого расте-ния один стебель, заканчивающийся торчащей прямо вверх кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разраста- ются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами. Цветет хохлат- ка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.

Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: снача- ла она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце - си-няя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырех оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветки розового и красного цвета, как будто знают, что только в них много нектара.

Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с жел- тыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассеченные, направлен ные в стороны листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего до 6-7 градусов. Как только в лесу потеплеет, зашу-мят на деревьях листья, ветреница отцветает, ее плоды-«ежики» исчеза- ют, а стебли засыхают.

Если в классе есть книги «Зеленые страницы», то о первоцветах мож- но прочитать на страницах 25-36. Если такая книга есть только у педаго-га, то можно предложить детям подготовить мини-доклады именно по этим текстам.

Прочитайте текст о раннецветущих растениях в учебнике на странице 89. Чем схожи все первоцветы? Что необходимо для их появления в лесу? Стоит ли собирать букеты из этих цветов?

Итак, тает снег, расцветают растения, появились насекомые. Что мы будем наблюдать дальше?

Будит март ростки зеленых трав.

Воробей летит на телеграф.

Там стучит он бойко: - Тук-тук-тук!

Он телеграфирует на юг:

«Сообщаю перелетным птицам,

Что пора с чужбины возвратиться.

Теплый ветер прилетел в долины.

По реке уже поплыли льдины.

Снега нет. Его ручьи умчали.

Босиком ребята бегать стали.

На сирени распустилась почка.

Вылетайте! Вылетайте! Точка».

Л. Станчев.

Какие птицы прилетят к нам первыми?

Первые вестники весны - грачи. Важно ходят они по первым проталинам. 17 марта считается Грачевником. В это время начи-нают прилетать эти птицы. За грачами полетят скворцы и жаво- ронки. 21 марта, по старому обычаю, пекли булочки с глазами-изюминками, которые называли «жаворонки».

Природа «проснулась». Что происходит весной в лесу, мы уви- дим в фильме, который так и называется «Весна в лесу».

Учитель показывает фильм полностью.

Что происходит в жизни животных? (Появляется потомство.) Как надо вести себя в лесу в это время?

Дети читают текст «Звериные норы и птичьи гнезда» из книги «Вели- кан на поляне» (страницы 85-88).

5. Итог урока

Какой период весны называют весной света? Какой - весной воды? Какие явления природы можно наблюдать весной? Когда начинают цвести первые деревья и травы? Почему так рано? Что происходит в жизни птиц и зверей?

Если у учителя остается время, то дети могут выполнить задание на странице 56 в рабочей тетради.

В гости к Весне

  • Живая и неживая природа

  • Окружающий мир 2 класс

  • Учитель начальных классов– Е.Д.Семушина

  • МОУ «Боровская ООШ»

Цели и задачи урока

  • Ознакомить детей с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны.

  • Познакомить с правилами поведения во время весеннего ледохода.










Март – ВЕСНА СВЕТА

  • На земле ещё лежит снег, но кое-где на буграх появляются проталины. Уже по-другому светит солнце. Небо становится синим-синим, а по небу плывут пушистые, кучевые облака. Дни становятся длиннее, а ночи короче.

  • 21 марта – день весеннего равноденствия

  • то есть день по продолжительности равен ночи.

  • Все это – самое начало весны.

  • ВЕСНЫ СВЕТА!




Апрель – ВЕСНА ВОДЫ

  • Бурно тает снег и превращается в воду.

  • Талые воды заполняют все улицы, пропитывают землю. Везде лужи. Реки выходят из берегов – идет половодье.

  • Начинается весна воды.

  • Апрель – это месяц весенних первоцветов.

  • Одной из первых зацветает ольха.

  • К раннецветущим относятся:

  • мать - и - мачеха синеглазка




Май – ВЕСНА ЗЕЛЕНИ

  • В начале мая, как только зазеленеет берёза, начинается ВЕСНА ЗЕЛЕНИ




Первые вестники весны

  • Важно ходят они по первым проталинам. 17марта считается Грачевником. В это время начинают прилетать эти птицы.

  • За грачами полетят скворцы и жаворонки. 21 марта, по – старому обычаю, пекли булочки с глазами – изюминками, которые называются «жаворонками». Природа «проснулась»




  • Какой период весны называют весной света?

  • Какой – весной воды?

  • Какие явления природы можно наблюдать весной?

  • Когда начинают цвести первые деревья и травы?

  • Что происходит в жизни птиц и зверей?



Вот и лето пришло…