Когда начинается весна, когда лето, когда осень, а когда зима? Весна. Весенние месяцы. Весенние явления природы. Весенние приметы о погоде
План-конспект урока по теме: «Весна пришла»
Задачи урока:
Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.
Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.
Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III . Знакомство с новой темой.
IV. Изучение нового материала.
V . Физминутка.
VI . Закрепление.
VII . Подведение итога.
VIII . Домашнее задание.
* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.
III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.
Весна пришла
Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.
IV. Изучение нового материала
Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)
Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)
Весенние месяцы
Март
Учитель читает детям стихотворение-загадку:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)
Апрель
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).
Май
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.
V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.
Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.
VI. Закрепление материала.
Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.
1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);
VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.
VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.
Весна — это одно из четырёх времён года между зимой и летом. Весна — переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня.
Состоит из трёх месяцев: в северном полушарии — марта, апреля и мая, в Южном — сентября, октября и ноября.
АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ВЕСНА
В отличие от календарной весны, астрономическая наступает позже — во время весеннего равноденствия 20, 21 или 22 марта (в северном полушарии) и 22, 23 сентября (в южном полушарии) и продолжается до летнего солнцестояния (20 или 21 июня в северном полушарии и 21 или 22 декабря в южном полушарии).
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕСНА
Начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов. Начало весны - примерно 12 марта, окончание - 5 мая. По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и зацветания серой ольхи, оканчивается в пору отцветания фруктовых деревьев и опадания плодов вяза. Средний срок весны около 85 дней (ориентировочно с 18 марта по 10 июня).
Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май. Весну в народе называют «благодатная», «всеоживляющая». Весна короче лета, но продолжительнее осени и зимы.
Она начинается 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включает подсезоны:
1-17 марта - Перелом зимы
18 марта - 15 апреля - Снеготаяние
16 апреля - 5 мая - Оживление весны
6 - 21 мая - Разгар весны
22 - 31 мая - Предлетье
В некоторых календарях даются другие подсезоны: Оживление весны - с 15 апреля; Разгар весны - с 11 мая; Начало предлетья - с 26 мая. Иногда называются подсезоны: Предвесенье, Водополье, Пролетье и др.
Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит». Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет». Длинные сосульки - к долгой весне. Ранний вылет пчел - к долгой, затяжной весне.
ВЕСНА ПО ЛЕСНОМУ КАЛЕНДАРЮ БИАНКИ
Весна - время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними - улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т.д.
Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, - зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.
В марте-апреле линяют зайцы, белая куропатка, ласка.
У зайчихи появляется приплод - настовики, т.е. ровесники наста; детеныши у барсучихи; у лосей - растел. Обычно рождаются два рыжих лосенка - бычок и телочка.
В это же время размножаются земноводные.
Конец февраля - март - у волков и лис свадьбы.
О ВЕСНЕ В НАРОДЕ ГОВОРЯТ
Весна красна цветами, а осень пирогами. Весной час упустишь, днем не наверстаешь. Весна - что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеется. Вешняя пора - поел да со двора. Вешний день - что ласковое слово».
Вода на лугу - сено в стогу. Весною день упустишь - годом не вернешь. Рано затает - долго не растает. Ранняя весна - признак того, что летом будет много непогожих дней. Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету. Весною как грязь, так и хлебушка даст. Перелетная птица течет стаями - к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету. Когда весною появляется много мышей - это предвещает голодный год.
Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно выпадет еще. Весной запашку затянешь - ножки протянешь. В великий четверток полнолуние - весной большая вода. Когда весенний лед по затонам и озерам не тронется, а потонет, то год будет для людей тяжелый. Река вскрылась в постный день - коровы будут недойны.
Талисман весны - «священный» камень изумруд - символ первой весенней зелени. «Посмотришь утром на изумруд - за день не сделаешь ничего плохого». Соответствие знакам Зодиака: март - Рыбы, апрель - Овен, май - Телец.
________________________________
У нас так учат (в америках). Но я быстренько, чтоб у детя мозг не склеился, объяснила, что существует календарный приход весны, а есть астрономический- в день весеннего равноденствия. А есть еще фенологический- когда среднесуточная температура устойчиво переваливает за 0 по Цельсию.
Во, кстати, гляньте, чо нашла. Если простыми словами рассказать ребенку- очень получится объемное и романтишное объяснение:
"Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.
1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину - «весна света», - начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.
В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.
2-й подсезон (оживление весны) - начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей - желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15-20 апреля.
Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.
В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.
3-й подсезон (разгар весны) - начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.
На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.
Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.
Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.
Начало и окончание четырёх сезонов в разных странах Европы и Америки отсчитываются двумя методами - астрономическим и календарным. Кроме того, есть метеорологическое, фенологическое и культурологические принципы определения начала сезонов года.
В России принято вести отсчёт по календарному принципу, поэтому 1 марта у нас поздравляют с первым днём весны, а 8 марта считается весенним праздником. А вот если почитать книги американских писателей, можно заметить речевые обороты вроде «это было в конце зимы, 10 марта». Дело в том, что в США. Канаде и многих странах Европы принято отсчитывать начало сезонов по астрономическому принципу.
Согласно астрономическому принципу, начало сезонов приходится на дни солнцестояния:
- весна (20 или 21 марта);
- лето (20 или 21 июня);
- осень (22 или 23 сентября);
- зима (21 - 22 декабря).
Но солнцестояние в разные годы приходится на разные дни (разница в 1 - 2 суток). Поэтому для удобства в странах, где используется астрономический метод, обычно новый сезон начинают с 21-го числа соответствующего месяца. Потому и считается, что католическое Рождество - праздник, приходящийся на начало зимы. Впрочем, в быту многие европейцы используют более простой календарный принцип.
Эта разница в подходах часто удивляет эмигрантов и путешественников. Её нужно учитывать при чтении национальной литературы (впрочем, переводчики обычно в таких случаях дают пояснения в сносках).
Астрономический подход объясняет также и причину повсеместного начала летних каникул в Европе в более позднее время, чем в России. Окончание каникул в европейских странах часто приходится на середину сентября, что соответствует и завершению основного курортного сезона.
С метеорологической точки зрения астрономический принцип для большинства европейских стран ближе к реальному началу сезонов, чем календарный. Декабрь, хотя и является самым тёмным месяцем в году, обычно менее холоден, чем март (это объясняется климатической инерцией - земля, накопившая тепло, расстаётся с ним медленнее, чем нагревается). Начало июня обычно прохладней, чем начало сентября (особенно это заметно на море).
Но с точки зрения метеорологов и климатологов точной даты начала сезонов вообще не существует! Зима наступает в то время, когда среднесуточная температура воздуха, перешагнув через 0 С, стремится в сторону понижения. Поэтому в Якутии, например, зима наступает уже в конце сентября, а в Краснодаре - в начале января. А лето, которое наступает при переходе от среднесуточной температуры воздуха в +15 С в сторону повышения, в некоторых регионах России не наступает вовсе. Например, в Мурманске оно бывает только в тёплые годы.
В разные эпохи в разных странах начало того или иного сезона определялось согласно культурным и религиозным традициям. В Ирландии, к примеру, август относится к осенним месяцам, согласно кельтским традициям. А на Руси до XVIII века сезоны отсчитывали в соответствии с крупными праздниками: весна приходила на Благовещение (25 марта) и длилась до Рождества Иоанна Предтечи (24 июня).
Наконец, есть ещё и фенологический принцип определения наступления нового сезона - по поведению природы. Согласно этому принципу, весна наступит, когда проталины в поле появятся. А закончится - когда зацветёт шиповник.