Колыбельная в няньки я тебе взяла. «Колыбельная песня» А. Майков. Анализ стихотворения Майкова «Колыбельная песня»


КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Слова Аполлона Майкова

Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"

«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна» , «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.

Аполлон Майков (1821-1897)

ВАРИАНТ

Колыбельная

Спи, дитя мое, усни,
В няньки сон к себе мани.
В няньки я тебе дала
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой,
Солнце скрылось за горой,
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
- Где изволил пропадать?
Али звезды воевал,
Али волны все гонял?

Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых.
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал.

С фонограммы Ролана Быкова, CD «В нашу гавань заходили корабли» № 5, «Восток», 2001, без подписи автора

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»

Анализ стихотворения Майкова «Колыбельная песня»

Есть такие произведения, которые никогда не забываются. Они могут быть созданы столетия назад, но их строки всё равно остаются на слуху и передаются из поколения в поколение. Одно из таких – стихотворение «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897).

Это произведение было создано более 150 лет назад, в 1860 году. Оно очень простое по композиции и языку. В нём всего четыре строфы, представляющие собой незатейливые четверостишия с парным рифмованием (aabb). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, мелодичный и простой для восприятия.

Лирическая героиня, от чьего лица ведётся повествование, выступает как рассказчица. В первой строфе она обращается к ребёнку, побуждая его ко сну:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани…

Чтобы убаюкать малыша, героиня рассказывает ему сказку, переплетая действительность и вымысел. Этот приём часто позволяет увлечь ребёнка, унестись мысленно в мир фантазий, что поможет ему скорее заснуть:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Так кроха сам становится полноправным героем сказки наряду с волшебным ветром, могущественным солнцем и гордым орлом. Стоит заметить, что поэт вводит здесь троих персонажей, а как известно, три – самое популярное в фольклоре число.

Поэт олицетворяет животных и стихии, придаёт им человеческие качества: своенравность, непослушание, упрямство, стойкость. Птица и светило проявляют безответственность, ведь, несмотря на важное поручение следить за малышом, они сбегают и прячутся:
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой…

Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка. Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.

Думается, что описание возвращения и диалога ветра с его мамой должно напомнить ребёнку, которому читают или поют эту колыбельную, о том, как важно быть послушным родителям. Что если сам грозный ветер кротко отвечает матери, то и ему, маленькому человечку, тоже следует слушаться свою маму и засыпать.

Мама ветра ласково отчитывает сына за отсутствие:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»

Здесь использована анафора, которая усиливает сходство речи с родительским выговором, когда перечисляются все шалости ребёнка. Кроме того, устаревшее «али» напоминает о другой сказке – «О мёртвой царевне и семи богатырях», где ветер так же был важным героем.

Конечно, мама не будет ругать ветер за то, что он пропадал, качая детскую колыбельку. Но это уже не важно, потому что к этому моменту дитя, которое слушало песенку, обычно уже спит. За это и любят мамы это стихотворение – оно настраивает на спокойный лад и дарит малышам сказочные сны.

Для анализа берутся «Колыбельные » Аполлона Майкова и Александра Блока и «Вечерний хоровод » Саши Чёрного.

Прежде чем приступить к их анализу, повторим с пятиклассниками особенности этого фольклорного жанра: вспомним о его назначении, содержании, ритме, персонажах, используемой лексике. Скажем, что народные колыбельные песни вдохновили многих русских поэтов на создание собственных стихотворений в жанре колыбельных. А затем прочитаем стихотворение Аполлона Майкова:

Спи, дитя моё, усни!
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
Спросим пятиклассников:

На что больше похожа эта колыбельная песня? Что она напоминает? Почему?

Ребята не сразу находят ответ: они не различают ещё типы высказываний и литературные жанры и потому говорят о монологах, диалогах и лишь потом с радостью догадываются: песня напоминает сказку! В ней есть сюжет: мама позвала в няньки к малышу «ветер, солнце, и орла », но только ветер не покинул ребёнка и три ночи укачивал его, за что потом подвергся строгому допросу собственной матери. Ветер — персонаж говорящий, что тоже свойственно сказке.

Как вы думаете, почему мать пригласила в няньки именно «ветер, солнце, и орла»?

— Солнышко ласковое, — говорят дети, — оно обогреет ребёнка, согреет его, погладит по щёчкам; орёл защитит его от опасности, а может, своими мощными крыльями прикроет колыбельку, оберегая от назойливых насекомых; ветер будет тихонько покачивать колыбель.

Кто же оказался самой лучшей нянькой? Почему вы так считаете? Опишите, каким вы видите ветер. Нарисуйте его портрет.

Самой лучшей нянькой оказался ветер, потому что не улетел домой, как орёл, не ушёл спать, как солнце: он неусыпно дитя оберегал и качал колыбелочку.

Дети интересно описывают ветер: некоторым он кажется похожим на дедушку с длинной седой бородой, она серебристыми кольцами овевает колыбель; другие видят его кудрявым мальчишкой с румяными щеками, за которыми ветер держит тёплый мягкий воздух и в нужный момент выдувает его на спящего младенца; кто-то рисует ветер сидящим на пушистом белом облачке: он спускает невидимые лёгкие паутинки, зацепляет их за кольца люлечки и потихоньку то тянет к себе, то отпускает — вот и качается люлечка, и малыш сладко спит.

Найдите в стихотворении слова, взятые из народной речи. (Учащиеся называют слова и выражения: «колыбелочка», «Али звёзды воевал?», «Али волны всё гоняп?»), В сочетании с литературным языком они создают лирическое настроение, которое поддерживается и ритмом стихотворения.

Как вы думаете, заснёт ли дитя под такую песню? Почему? (Дети отвечают утвердительно; ведь песня такая нежная, добрая, красивая.)

Попробуем спеть это стихотворение, как колыбельную песню.

Можно попытаться спеть хором, если класс не очень шумный, а можно предложить это сделать желающим. Дети встречают предложение с энтузиазмом и поют охотно, получается у них трогательно. А теперь, когда мы спели стихотворение, опираясь на знакомые мелодии колыбельных песен, послушаем, как положил его на музыку композитор Чайковский.

Дети слушают внимательно. Я даже удивляюсь, потому что привыкла, что пятиклассники по началу больше жестикулируют и кривляются под музыку, чем слушают. Но эту песню они принимают с открытым сердцем – может быть, потому, что сами только что пели.

Когда спрашиваю, понравилась ли песня, дружно отвечают: «Да! » А потом объясняют почему: она плавная, кажется, что музыка несёт колыбель на воздушных волнах, очень им нравятся переходы между куплетами и сама мелодия — нежная и спокойная.

Видите, как поэт и композитор, опираясь на народное творчество, сумели создать замечательную колыбельную песню, обогатив её своим талантом и в то же время сохранив народные традиции.

А теперь познакомимся ещё с одной колыбельной песней, которую написал поэт Александр Блок.

Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят.
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:
«Спите, спите, поздний час.
Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
Встречу брата и пойду.
Спрячусь в Божием саду,
А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.
Сладкий сон вам пошлю.
Тихой сказкой усыплю.
Сказку сонную скажу.
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра … »

Кто же герои этой колыбельной песни?

(Конечно, дети, для которых предназначена песня, и луна и солнце).

Откуда приходят к детям луна и солнце?

«С неба!» — торопятся ответить ученики. Конечно, с неба, но в стихотворении указывается ещё более точный «адрес» брата и сестры. Назовите его. («Божий сад»)

А что же это за «Божий сад» на небе? И какой он?

«Это рай! — догадываются дети. – Там очень красиво: много цветов, птиц, больших деревьев, ручейков … Там всем хорошо и тепло».

Да, вот из какой красоты приходят к детям солнце и луна … И солнцу, и луне очень хорошо в «Божием саду», но Господь их посылает на землю, к людям, чтобы подарить им свет и тепло. А на земле свой мир … Попробуйте доказать, что и земной мир по-своему красив. Найдите в стихотворении строчки, где он описывается.

Спят луга, спят леса.
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят …

Мы видим засыпающую мирным сном землю, её окропляет «Божия роса», освещают звёздочки, и тихонько разговаривают речки … Хорошо!.. А в окна заглядывает луна.

Какой она вам видится? На кого она, может быть похожа?

Луна кажется детям похожей на маму или бабушку («у неё сарафан на серебре»), она румяная, тёплая, ласковая. Заглядывает в окошко, покачивает головой, повязанной
цветным платком, и баюкает детей.

Перечитаем её колыбельную. Что она сулит детям?

Она обещает им новый прекрасный день, когда их разбудит брат луны — солнце и они отправятся гулять. А потом «под вечер брат уснёт, и на смену ему снова придёт сестра, чтобы баюкать детей.

Какие слова помогают убаюкивать ребёнка в этой песне? («Спят луга, спят леса… », «Спите, спите, поздний час …», «Спите, спите, спать пора»).

А ещё луна обещает детям «тихую», «сонную сказку». Как вам кажется, какой должна быть «сонная сказка»?

Вероятно, она должна быть неторопливой, по-своему монотонной, без особых приключений — ведь она должна усыпить детей. Попробуем вместе рассказать такую «сонную сказку» маленьким детям и постараемся придать ей мерный, колыбельный ритм. Я буду начинать, а вы будете добавлять слово в конец строки:

Шёл по лесу мужичок.
Нёс в лукошке (пирожок).
Сел у речки на (пенёк),
Вынул лакомый (кусок).

Вдруг зайчонок прыг да … (скок):
«Дай, дружочек … (пирожок),
А то выскочит (волчок),
Унесёт тебя в (лесок)
И упрячет под (кусток).
Закрывай скорей … (роток).
Отдавай свой (пирожок)
И ложися на (бочок),
А под щёку (кулачок).
Спи до утра, мужичок!»

У ребят эта совместная «сонная сказка» вызывает радость: они просто с упоением её сказывают. В ней закрепляются обороты народной речи, ритм колыбельной, развиваются творческие задатки детей.

И завершим мы знакомство с поэтическими колыбельными стихотворением Саши Чёрного. Его читает учитель.

Вечерний хоровод

Добрый вечер, сад-сад!
Все берёзы спят-спят,
И мы скоро спать пойдём.
Только песенку споём.
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки …
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелёненьких жучков!
До свиданья, сад-сад!
Все берёзки спят-спят …

Детям тоже спать пора —
До утра!

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Стихотворение очень нравится детям своей занимательностью, повторяющимися словами, которые они сравнивают с тихим звоном маленьких колокольчиков.

Как вам кажется, почему стихотворение называется «Вечерний хоровод»?

Наверно, потому, что колыбельная песня поётся в саду, среди дремлющих и спящих деревьев, которые шелестят листвой, навевая необыкновенные сны. Кажется, деревья ведут тихий хоровод вокруг матери и детей, уводя их в сказочную страну…

Какую роль играет в песне сад?

Сад будто волшебное сонное царство, в котором всё спит, только огоньки светлячков указывают тропинки, и всем, кто попадает в этот сад, тоже хочется спать. Шелест листвы наполняет воздух, тихий разговор листвы поддерживает стрекотание кузнечиков … От сада веет сказкой и тайной. Сад выполняет здесь роль нянюшки или мамушки, потому что он убаюкивает и дарит сны.

Какие сны он обещает девочкам?

Девочкам сулят прекрасный сад, «полный красненьких цветов и зелёненьких жучков».

А кому мог присниться сон О слоне и мышонке?

Такой забавный сон мог присниться мальчишкам: мальчикам хочется действий, приключений, чего-то смешного. Как вы думаете, почему сны у мальчиков и девочек разные?

Сны разные, потому что природа мальчиков и девочек разная (вспоминаем детскую песенку «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»), девочки более поэтичны, спокойны, любят цветы.

Каким образом создаётся ритм стихотворения-песни?

Ритм создаётся двойными повторами слов в каждой строфе: «сад-сад», «спят-спят», «слон-слон», «сон-сон», «дин-дон». Он созвучен качанию колыбели или укачиванию
младенца на руках.

Давайте попробуем прочитать это стихотворение хором. Первое и последнее четверостишие будем читать все вместе, второе будут читать только мальчики, третье — девочки. Представим, что на руках у нас братишка или сестричка, мы их покачиваем, поглаживаем и читаем, наша задача – убаюкать малышей. Постараемся читать медленно, нараспев, выразительно.

Чтение хором напоминает детям начальную школу, и они с огромным удовольствием выполняют это задание. Кроме того, оно помогает охватить сразу всех детей. По привычке младших классов им всем непременно хочется почитать, но время не позволяет выслушать всех по отдельности, тем более детям скоро надоест слушать одно и то же, и
внимание рассеется, а так каждый ребёнок имеет возможность произнести стихотворение вслух. Читая, дети непроизвольно перевоплощаются в старших братьев и сестёр, покачиваются в такт песне, и глаза у них при этом добрые.

Ну вот и прочитаны три колыбельные русских поэтов. Какая из них вам понравилась больше других? Почему?

Детям нравятся все три, в каждой они находят что-то привлекательное для себя, но, пожалуй, больше других они выделяют «Вечерний хоровод» Саши Чёрного. Им нравится его оригинальный ритм, в котором ощутимо качание ребёнка и обволакивающий сон. А может быть, им понравилось читать стихотворение хором…

Какая из колыбельных, на ваш взгляд, ближе всего к народным? Обоснуйте.

Здесь пятиклассники единодушно называют стихотворение Майкова, говоря, что оно похоже на сказку, что в нём слышится народная речь, есть характерные «баюкательные» слова. А ещё говорят, что его легко петь.

Мы расстаёмся с жанром колыбельных песен, но не навсегда. Всем вам обязательно предстоит стать мамами и папами, и вы, конечно, будете петь своим детям колыбельные песни, а потом и внукам — детям ваших детей. Так и не прервётся связь поколений через десятилетия и столетия. И может, спустя сотни лет кто-то, склоняясь над ребёнком, будет петь:
Бгю-бгюшкм-бгю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит во лесок …

Чайковский. Колыбельная, сл. А. Майкова. Исполняет Тамара Милашкина

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"


Пётр Чайковский. Шестнадцать песен для детей на слова Алексея Плещеева, соч. 54. № 10. Колыбельная песнь в бурю

Исполняет Геннадий Пищаев.

"Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.

Ты, гроза господня,
Не буди ребенка;
Пронеситесь, тучи
Черные, сторонкой!

Бурь еще немало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит".

Спи, дитя, спокойно...
Вот гроза стихает;
Матери молитва
Сон твой охраняет.

Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!


Колыбельная Марии из оперы "Мазепа". Исполняет Галина Вишневская

Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на какие другие.

«Тема творчества Чайковского - жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность - переживания человека, его страдания, надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика делают музыку Чайковского очень доступной. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная». (Радынова О. П., - Баюшки - баю: Слушаем и поем колыбельные песни.)


Обе колыбельные звучат не совсем привычно для колыбельных - немного тревожно и грустно. «Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) - на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств - встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа.» (Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки).