Мощи святых. Полное житие святителя феодосия архиепископа черниговского Святой феодосий черниговский о чем молятся


Феодосий Черниговский, святитель. Обретение Мощей Святого

Святитель Феодосий скончался 5 февраля 1696 года. Горько оплакиваемый осиротевшею паствою, святитель Феодосий был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском монастыре за правым клиросом.

Первое обретение: Впервые тело святителя Феодосия Черниговского было обретено нетленным через 76 лет после его блаженного преставления 14-го февраля 1772 года, когда оно, по благословению местного епископа Феофила, переложено было в новой деревянной гроб. Первый кипарисовый гроб угодника Божия был роздан по частям богомольцам.

С 1850 года при соборе Черниговском велась постоянная подробная летопись о чудесах по молитвам к святому Феодосию, а также и в некоторых других местах.

Почитание народом святителя Феодосия, как святого, многочисленные случаи чудесного исцеления от его нетленных мощей обратили на себя внимание и гражданской власти, что и выразилось во всеподданнейшем докладе черниговского губернатора за 1889 год, а этот доклад в свою очередь обратил на себя внимание в Боге почившего Государя Императора Александра Александровича. В виду сего, Св. Синод нашел благовременным приступить к удостоверению о нетлении тела почившего святителя и о чудесных явлениях, совершающихся при гробе его. Тело святителя, несмотря на почти 200-летнее пребывание в пещере, не отличающейся притом сухостью, оказалось нетленным; вместе с тем было обследовано надлежащим образом много случаев чудесных исцелений чрез молитвенное призывание святого Феодосия, засвидетельствованных под присягою самими исцеленными, их сродниками и очевидцами. В виду сего Св. Синод определил: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года».

Второе обретение: Торжественное открытие мощей святителя Феодосия последовало 9-го сентября 1896 года. Оно было совершено высокопреосвященным митрополитом киевским Иоанникием, в сослужении шести архиереев и сонма архимандритов и игуменов и прочего духовенства.

Мощи угодника Божия были перенесены из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский и переложены в новой кипарисной гроб и в новую драгоценную серебряную раку; здесь, под сению со множеством лампад, они положены были на правой стороне собора, где ныне и почивают.

Все дни торжества прославления новоявленного угодника Божия громадные, 1500-тысячное стечение народа переполняло город, с горячими мольбами обращаясь к святителю Феодосию, испрашивая его молитв пред Богом и спеша приложиться к его святым, нетленным мощам. Торжество прославления ознаменовано было многочисленными дивными исцелениями и произвело глубокое впечатление не только на православных, но и на раскольников.

После революции 1917 года: Пятый губернский съезд Советов Черниговщины постановил мощи Феодосия открыть и освидетельствовать, что и было сделано в присутствии врачей и священнослужителей. Мощи оказались в хорошей сохранности, и медики не смогли дать нужного властям заключения. Начались мытарства мощей святителя Феодосия. Их хотели выставить на всеобщее обозрение в местном этнографическом музее, но верующие воспротивились. Повторное освидетельствование мощей с участием московских врачей тоже оказалось невразумительным. Мощи отправили в Москву, оттуда они перекочевали в Ленинград.

Сам саркофаг исчез. Ходили слухи, что большевики его уничтожили, но, думается, просто украли. Слишком большую он представлял ценность: много серебра и золота ушло на его изготовление.

В Ленинграде мощи оказались в Казанском соборе (как и большинство других мощей), превращённом в музей религии и атеизма. Здесь над ними колдовали врачи-атеисты, а потом о них просто забыли. Сохранилось свидетельство верующей женщины, видевшей мощи святителя в музее: они лежали в стеклянном ящике. Хорошо сохранившееся тело было тёмно-коричневого цвета. Однако на лице отсутствовал нос, а ноги были без ступней.

В годы войны: О мощах святителя Феодосия вспомнили во время Великой Отечественной войны. Рассказывают, что когда в блокадном Ленинграде военные обсуждали сложившуюся тревожную обстановку, в подвале, где шло совещание и царили сумрачное настроение и растерянность, вдруг послышался голос: «Спросите святителя Феодосия». Военные обратились к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), будущему Патриарху. В это тяжёлое для ленинградцев время он не оставил свою паству и проповедовал слово Божие в осаждённом фашистами городе. Алексий вспомнил о святителе Феодосии, мощи его перенесли в Никольский собор и провели надлежащую службу.

А ночью ударил мороз, замёрзла Ладога. По льду озера из блокадного Ленинграда стали вывозить истощённых от голода детей, женщин и стариков, раненых красноармейцев. А в город завозили продукты, военное снаряжение и боеприпасы. Ленинград жил и отчаянно сопротивлялся врагу, хотя немцы и сильно бомбили проложенную по льду Ладожского озера «Дорогу жизни». Мало кто знает, что её называли также дорогой святителя Феодосия.

После войны мощи святителя Феодосия вернулись в Чернигов. Верующие, включая и Лаврентия Черниговского, торжественно встречали их в Троицком монастыре. Но долго ещё не было упокоения мощам святого! Женский Троицкий монастырь (женским стал во время войны) в 1962 г. закрыли. Мощи святителя Феодосия опустили в подвал Троицкого собора, где находилась усыпальница черниговских архиереев. И только через 22 года они стали доступны верующим. Владыка Антоний (Вакарик) добился разрешения поместить мощи святителя в Воскресенской церкви.

Ныне: После возврата православным Троицкого собора г.Чернигова, он стал кафедральным. Мощи святителя Феодосия вновь были перенесли в Свято-Троицкий собор.

Память: 5 февраля / 18 февраля, 9 сентября / 22 сентября (Обретение и перенесение мощей)

Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех лиц и имен, кои являются украшением и славой всей Церкви Российской. Святитель Феодосий был одним из тех деятелей, которые, "не высокая мудрствующе, но ведущеся смиренными" (Рим.12:16), успевают сделать и для общественного блага не менее, чем великие и сильные мира сего.

Феодосий родился в конце 30-х годов XVII века в Малороссии, в благочестивой дворянской семье. Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской Богоявленской школе (в стенах Киевского Братского монастыря на Подоле, впоследствии Киевская Духовная Академия). Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время был "великий столп церковный", архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (1650–1657 гг.), к которому на всю жизнь свою св. Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его школе святитель на всю жизнь свою сохранил глубокую признательность, что и выразил своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о такой благотворительности его сохранил для нас синодик Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св. Феодосии, что он был муж "благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".

По окончании учения св. Феодосий всю свою жизнь решился посвятить Богу. И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого учителя, и святость самого места воспитания – все это содействовало укреплению будущего святителя в желании доброго жития. Были и другие события, не прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения, которые он видел в это время и среди властей своей родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили его взять на себя благое иго иноческого подвига; стать в одежде воина Христова на страже Церкви Христовой и ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.

Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским митрополитом был Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием Лазаря Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих называет святителя Феодосия "овцою Христова стада, научавшеюся покорности у покорного барана", т. е. самого Лазаря. Св. Феодосий дает высший обет послушания в иноческом сане.

Вскоре по принятии им иночества еще он многочестно трудился некоторое время в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома.

Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от смут, которые произведены были противниками Богдана Хмельницкого, противниками соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в этих смутах приняли самое деятельное участие и высшие духовные лица того времени. Сам митрополит Дионисий Балабан перешел на сторону поляков, и временным блюстителем Киевской митрополии назначен был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович (в октябре 1659 года – здесь и далее даты указаны по ст. ст.).

В это время св. Феодосий был уже в звании иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря, в епархии Лазаря. Очевидно, первые подвиги иноческого жития св. Феодосием совершаются под надзором и руководством преосвященного Лазаря. Св. Феодосий не идет за Дионисием к врагам православной веры и народности, а следует за своим учителем, который хорошо понимал, что Малороссия может быть счастлива только под защитой православного русского царя.

Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая – руководить другими в подвигах иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена Корсунского монастыря. В следующем, 1663 году, по смерти митрополита Дионисия, в мае был избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополитию епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни (ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень вероятно, что Корсунский монастырь, управляемый тогда Феодосием, и был местом избрания нового митрополита.

Как отнесся к этому избранию св. Феодосий?

Новоизбранный митрополит, "православия преславный ревнитель, веры святыя восточныя столп непоколебимый" (так его называет известный писатель того времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель) своею первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия снискал себе общее сочувствие православных малороссов. Но его политические убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря, и московское правительство не согласилось признать его в звании митрополита. Св. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.

Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в оправдание свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом Мефодием (Филимоновичем), добивавшимся митрополичьего звания, писал киевскому воеводе: "к Тукальскому хотя я и писал, (но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела".

В 1664 г. св. Феодосий назначается игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Сохранилось несколько сведений о деятельности св. Феодосия как игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его попечительности и ревности по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно был в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного рода нестроения, расстройство внутренних порядков жизни монастырской и внешнего материального благосостояния обители. Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, св. Феодосий с большою ревностию и усердием взялся за устройство внешнего ее благополучия. И благодаря заботам св. Феодосия получается гетманский универсал, которым утверждаются за монастырем значительные поместья.

Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) вследствие наветов некоторых монастырских управителей жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма. Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и безропотно переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя во мнении своего учителя, св. Феодосий еще более сблизился с ним. Сам Лазарь обращает теперь особенное внимание на высокие качества его души и в письме своем к нему в пророческом духе изъявляет Феодосию свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.

Любовь и доверие к св. Феодосию владыки Черниговского все более крепнут и выражаются в том, что св. Феодосий назначается его наместником по управлению делами Киевской митрополии. Вместе с тем на св. Феодосия обращается всеобщее внимание как на человека высоких совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого времени возлагаются на него самые серьезные поручения в том убеждении, что он с честью и славой для себя и пользою для самого дела выполнит их. С этого же времени замечается общее желание видеть его на одном из лучших мест, где бы он был истинным светильником горящим и светящим (Ин.5:35).

С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него, как на "заслуженного малороссийской церкви", возлагается обязанность (совместно с Переяславским игуменом Иеронимом) представить в Москве государям (Иоанну и Петру Алексеевичам) и патриарху прошения от гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка, князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение, ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.

В 1687 году умирает Елецкий (Свято-Успенский Елецкий мужской монастырь г. Чернигова; престол Св. Успенского собора обители находится на месте явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. – В.) архимандрит Иоанникий Голятовский, и по желанию преосвященного Лазаря на его место назначается, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначая св. Феодосия архимандритом Елецким, преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего ученика и делает его своим помощником, возлагая на него различные дела по управлению епархией. С этого времени св. Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего архиепископа и принимает участие во всех выдающихся церковных событиях того времени.

К этому времени делаются особенно обостренными отношения между представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской церквей. В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству и во всяких ересях.

С начала XVII столетия, особенно же со времени присоединения Малороссии к Москве, проникает в Москву из Киева и вообще из Западной и Южной России много выходцев для занятий разных духовных и гражданских должностей. Некоторые из них являются даже учителями юношества и руководителями просвещения. На таких выходцев высшие духовные лица в Москве смотрели довольно неприязненно. Еще с первой четверти XVII века известный исторический деятель, келарь Авраамий Палицын писал: "пришельцы из Северских и польских городов навыкли от многих еретиков, в Украине живущих, их злым нравом и обычаем и в их веру еретическую мнози приступивше от неведения и во всем с ними закон держаша" (Сказание об осаде Троицкого монастыря, 45 с.). Странными и еретическими казались Москве многие церковные обряды и обычаи киевские. Ревнителей московской старины смущала разница строя московской и малорусской жизни и сильная польская окраска последней. Смущало и то, что православные южнорусские архипастыри получали свое образование в западных иезуитских школах. И некоторые из иерархов иногда действительно высказывали частные мнения не в строго православном духе.

И вот вскоре после того, как св. Феодосий стал архимандритом Елецкого монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима (29 марта 1688 г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты было "известитися, аще (православные южной России) во всем согласны суть святей восточней церкви". В грамоте затронут был собственно один важный по тому времени вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о Флорентийском соборе, "коея ради вины оный собор бысть и каковым обычаем начася", писалось в грамоте. В таком же смысле была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту Гедеону.

В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей высшего духовенства, и одному из участников его, игумену Кирилловского монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря, столпа церковного, по данному вопросу.

Св. Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу и вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников сбора, составляет ответную патриарху грамоту "доводне показуючи, (что) не имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим собором" и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа и его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для всей Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в которых патриарх Иоаким предлагает православным малороссам изложить свое мнение о времени пресуществления Св. Даров.

Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает (4 февраля 1689 года) с своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу, выражает в то же время полную готовность "поучитися от всесвятейшего патриарха" и обещает "послушание церкви Божией и вере святой". Важность поручения, возложенного на св. Феодосия, очевидна. Он должен был изустно выяснить в Москве те неясности, которые были причиною недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное св. Феодосию, должно было указать на него как на лицо особенно доверенное, заслуживающее особенного внимания со стороны патриарха и московского правительства. Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен в Москве как достойнейший к занятию высшей духовной должности.

В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий представляется в числе других лиц как достойный высокого звания – Киевского митрополита. По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита Варлаама (Ясинскаго), св. Феодосий представляется также и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Св. Феодосию готовится Господом высокое положение в Чернигов. Здесь-то он, по воле Божией, и должен был светить светом своих добродетелей и предстательствовать за врученную ему Богом паству, и, не при жизни своей только, в бескровной жертве Господу, но и по смерти, как избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.

Когда св. Феодосий был поставлен Елецким архимандритом, Лазарю в это время было уже около 70 лет, – годы преклонные, особенно для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, какую вел преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый иерарх обращается к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией.

Феодосий уже известен был в Москве как высоко преосвященный и благопопечительный сотрудник своего архиепископа; слава о его добродетельной жизни также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь исполнить просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот какое мнение высказывает о достоинствах св. Феодосия: "Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия и о том, что, по управлению епархией Черниговской, он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении нашей верности возлюбленный сын. Потому верность наша благословляет его, архимандрита, имеет попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво, о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу, в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпеливым в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство после архиепископа". Нужно ли говорить о том, что святитель вполне оправдал те ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.

Но св. Феодосий, состоя сотрудником и помощником преосвященного Лазаря, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием заботится он о благосостоянии своей обители, которая и обогащается значительным даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в виде особенного исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам Елецкого архимандрита.

В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть своего помощника в высшем святительском сане, чтобы он мог вполне помогать ему при жизни и быть достойным ему преемником по его смерти. В то время существовал в Малороссии обычай поставлять известное лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на то представителей духовенства и именитых людей, входивших в состав его будущей паствы. По предложению гетмана все единогласно выразили желание видеть Феодосия в сане святительском.

От лица народа было послано преосвященным Лазарем и гетманом прошение о нем царю (Петру I) и патриарху. В этом прошении они указывали на высокие достоинства будущего святителя. "Пречестный архимандрит, – писали они, – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою".

11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив клятвенное обещание, собственноручно подписанное, "Господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху", был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска), а 13 сентября был посвящен в святительский сан.

По рукоположении святитель Феодосий просил царя в подтверждение его святительских прав дать ему царскую напрестольную грамоту, которая и была выдана ему 28 сентября за подписью думного дьяка. В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов, предоставляется св. Феодосию право первенства между российскими иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха. Как первенствующий между российскими иерархами, новый Черниговский святитель получает право совершать богослужение в саккосе.

Около трех месяцев пробыл святитель Феодосий в Москве.

Возвратившись в Чернигов, он управляет делами епархии, не оставляя и управления Елецким монастырем: состоит он "коадъютором" Черниговского архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря.

По-прежнему, и до конца дней преосвященного Лазаря, св. Феодосий сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.

Но недолго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть предстоящими у Престола Божия двух святителей. 3 сентября 1693 года мирно отошел к Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь, этот, по словам царя Алексия Михайловича, "радетельный о благе святой церкви пастырь". Кончина его произвела глубокую скорбь во всей многолюдной пастве и особенно в любившем его, как сын отца своего, святителе Феодосии. Все спешили отдать почившему последний долг молитвами у его гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним святитель Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего из других мест духовенства. Святитель Феодосий послал в Москву к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием о печальном событии, постигшем Черниговскую епархию. Послал царю донесение также и гетман. В нем он изъявлял перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и вместе с тем высказывал утешение, что почившему Лазарю наследует достойный архипастырь, который "своими добротами может украсить Церковь".

И царь, и патриарх почтили св. Феодосия своими грамотами, обещая ему свои милости. Вместе с тем ему через иеромонаха Пахомия была послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела во спасение паствы.

Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому, чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита он явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую любовь и благорасположение. Еще в сане игумена он прилагал особенные заботы о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей (например, в 1680 году на земле, принадлежавшей Выдубицкому монастырю, близ города Мозыря устроил скит). Теперь же круг деятельности его еще более расширился. Он особенно заботился во вверенной ему пастве развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он особенно заботится о развитии жизни подвижнической. Он не только поддерживает существующие монастыри и благоустрояет их, но и старается об учреждении новых обителей.

Так, 11 октября 1693 года он дает одной благородной вдове, Марии Сулимовой, свой пастырский лист, которым благословляется учреждение женского Печеницкого монастыря. В следующем году по благословению св. Феодосия основывается еще один монастырь в двух верстах от Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашеского жития на Руси.

Осталось также от времени управления св. Феодосием Черниговской епархией несколько письменных известий, из которых видна его заботливость о благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно, что св. Феодосий был пастырь ревностный, в высшей степени справедливый и миролюбивый, любвеобильный и нежный в родственной среде, чрезвычайно внимательный и к нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко за пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с особым уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в церкви Черниговской видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской пастве. Еще при жизни его шли к нему из далеких мест люди, обездоленные судьбою, истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель Божий оказывал им свое покровительство и защиту.

Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский (католик) обращается к нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей московских, чтобы иметь затем возможность обратиться к дедовской православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского государства. Вот и все, или почти все, что современниками оставлено для нас о святителе Феодосие.

1696 год был последним годом земной жизни святителя. Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом у входа своего кафедрального храма (Прим.: в то время – Борисоглебский собор. – В.), на страже вечного спасения своей паствы.

Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях, низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.

Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы его давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но и всей земли Русской, а в самом святителе с первых дней по преставлении его видело угодника Божия, преудобренного архиерея, яко Ангела восхищенна на небо, в Серафимской пастве пребывающего. Из разных весьма отдаленных мест стекались к нему богомольцы с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом.

Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника: исцеления расслабленных, глухих, немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.

Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия, из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно, по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному определению Св. Синода: "Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя (Прим.: т.е. соответственно 18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущего 1896 года". (Прим.: Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным в царствование царя-страстотерпца Николая II. – В.)

Дивное торжество это совершилось, и ознаменовано было оно новыми чудесами от мощей св. угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его святым мощам в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.

С разных концов шлет Святая Русь чад своих в старинный наш Чернигов. Отныне он славен не только славною стариною своею, но и своею великою святынею для Святой Руси – мощами святителя Феодосия, Черниговского чудотворца.

Цитируется по:

"Картины церковной жизни Черниговской Епархiи

изъ IX вековой ея исторiи", ФЛГ "С. В. Кульженко". - Киев, 1911.

***

Молитва святителю Феодосию Черниговскому:

  • Молитва святителю Феодосию Черниговскому - Православие.Ru

День памяти святого Феодосия Черниговского отмечается два раза в год - 9 сентября (день канонизации) и 5 февраля (день кончины). Его имя стоит в одном ряду с теми святыми, которые являются самым ценным украшением и славой всей Русской православной церкви. Точных данных, где он родился, нет. Известно только то, что он появился на свет в конце 30-х годов XVII века в Малороссии. Его фамилия Полоницкий-Углицкий принадлежала очень древнему дворянскому роду. Родителей будущего святого звали Никита и Мария. До современников мало дошло сведений, касающихся его детства и отрочества. Одно только известно, что он был очень послушным и кротким.

Святой Феодосий

Сначала его воспитанием занимались родители, они с детства прививали ему страх Божий и христианское благочестие. А потом он стал учеником Киевской Братской Богоявленской школы, которой он был всю жизнь глубоко признателен. На то время ее руководителем был архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович). К нему св. Феодосий Черниговский питал чувства сыновнего почтения и уважения.

По окончании учебы св. Феодосий решил посвятить Богу всю свою жизнь. Благочестивые родители, назидательное руководство духовной школы, да и святость самого места содействовали и укрепляли желание доброго жития. Но потом были и другие события - несогласия и настроения, которые святитель увидел среди властей и даже среди своего духовного руководства. Это и побудило его подвизаться в иночестве и уже в одежде воина Христова встать на стражу православной церкви.

Смуты

Недолгое время Феодосий Черниговский трудился архидиаконом в киевском Софийском соборе и наместником митрополичьего дома. В это же самое время Киев и Малороссия терпели бедствия от смуты, которую постоянно осуществляли противники не желавшие соединять Малороссию с Москвой. К большому сожалению, в этих смутах принимало активное участие даже высшее духовенство. В то время перешел на сторону Речи Посполитой даже митрополит Киевский Дионисий (Балабан), и поэтому митрополия раскололась (1658 г.). И тогда временным блюстителем на территориях Киевской митрополии, подконтрольных Москве, стал Черниговский архиепископ Лазарь.

Противостояние и новый митрополит

Св. Феодосий к этому времени уже верно служил в епархии Лазаря иеромонахом Крупицкого Батуринского монастыря. Очевидным стало то, что жизнь святого проходила под присмотром преосвященного Лазаря. У него сформировались свои убеждения, и он отказался идти вслед за Киевским митрополитом Дионисием, чтобы не стать врагом православной веры и ее народа. Святитель постоянно держится своего учителя Лазаря, так как убежден, что Малороссия будет процветающей только под защитой русского царя.

В 1662 году, по свидетельству Черниговской летописи, св. Феодосий состоял в звании игумена Корсунского монастыря. В 1663 году умирает митрополит Дионисий, и на Киевскую митрополию духовенством Польской Украины назначается епископ Иосиф (Нелюбович). Его избрание, вероятнее всего, произошло в Корсунском монастыре.

Игумен монастыря

Новый митрополит первоначальную свою деятельность начал с защиты православия в Литве. Однако его политические убеждения также не совпадали с убеждениями Лазаря. В итоге московское правительство не захотело признавать его митрополитом. Св. Феодосий боялся смуты, поэтому не дал своего согласия на участие в избирательном акте. Немного позже, в 1664 году, его назначили игуменом

Он был очень ревностным попечителем устройства святой обители, которая неоднократно находилась в руках униатов. Св. Феодосий управлял монастырем в духе строгого православия с большим усердием, поэтому он получил гетманский универсал (документ или грамота), по которому монастырь получил значительные поместья. Этот факт вооружил против него иноков соседней Киево-Печерской лавры. Архимандрит Иннокентий (Гизель), построив свои доводы по несправедливым наветам печерских монастырских управителей, стал жаловаться на него митрополиту Лазарю Черниговскому.

Святитель не без скорби, но безропотно переносит эти испытания, посланные ему Богом. Но, как обычно, говорят, все, что ни делается - все к лучшему. Лазарь, видя в нем высокие качества его светлой души, в пророческом духе пишет ему о своем желании, чтобы его имя было написано на Небесах.

Великий хозяйственник и духовник

Такое доверие и любовь владыки к св. Феодосию вскоре выразились в его назначении наместником по управленческим делам Киевской митрополии. На него возлагаются самые важные поручения в убеждении того, что он выполнит их с честью и пользою для православной веры.

Его имя становится известным в далекой Москве, Феодосий Черниговский вместе с игуменом переяславским Иеронимом везет прошение от гетмана и малороссийского духовенства о назначении Киевским митрополитом епископа Гедеона-Святополка. Это дело было увенчано успехом. Св. Феодосий, исполняя это свое поручение, между делом не забывает и походатайствовать о своей обители.

Перемены и испытания

В 1687 году, когда представился перед Богом архимандрит Елецкий Иоанникий (Голятовский), по наставлению архиепископа Лазаря на его место встает, после 24 лет правления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначив его на эту должность, архиепископ Лазарь делает его своею правою рукою, и с этого момента он становится участником всех выдающихся событий того времени. Так как в это же время сильно обостряются отношения между представителями Киевских, Великоросской и Южно-Русской церквей. Московское духовенство смотрит с большой подозрительностью на Киев и Южную Русь из-за приверженности к католичеству и всякой ереси.

После присоединения в начале XVII века Малороссии к Москве, в нее из Киева проникают выходцы разных духовных и гражданских должностей, на которых смотрели достаточно неприязненно, так как уж сильно их отличала польская окраска традиций и обрядов. А некоторые иерархи вообще имели образование западных иезуитских школ, и у них были даже мнения совсем не в сторону православного духа.

Феодосий - архиепископ Черниговский

В 1690 году Гедеон умирает, и св. Феодосия выдвигают на его место. Однако этот высокий пост получает Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский), при котором два года Феодосий служит настоятелем Киево-Печерской лавры. По промыслу Божиему св. Феодосию готовилось другое высокое положение в Чернигове. Здесь он и стал светить своей святой добродетелью и не только при жизни, но и после смерти, как Богом избранный раб.

В 1692 году преосвященный Лазарь назначает собрание, в котором участвуют духовенство Малороссии, гетман И. С. Мазепа и народные представители, и на Черниговскую кафедру назначается архимандрит Феодосий. В июле этого же года Феодосий Черниговский прибывает в Москву, где при государях Иоанне и Петре Алексеевиче он был рукоположен в торжественной обстановке Успенского собора Кремля в сан архиепископа. Царская грамота делала его зависимым не от Киевского, а от Московского патриархата, и, как первенствующий между иерархами российскими, новый святитель получает право на богослужение в саккосе.

Нескончаемые пастырские дела и хлопоты

Он вернулся в Чернигов, стал управлять делами епархии и по-прежнему считался помощником архиепископа Лазаря, который тогда уже был очень стар и близок к смерти.

Паства недолго радовалась предстоящим у Божьего престола двум ревностным святителям. 3 сентября 1693 года 73-летний старец Лазарь умер. Св. Феодосий любил его как родного отца, поэтому он по-настоящему скорбел. Чин погребения совершил сам Феодосий. Российские царь и патриарх почтили святого Феодосия грамотами и обещали ему свои милости. После смерти архиепископа Лазаря святитель Феодосий получает ставленую грамоту на самостоятельное управление Черниговской епархией.

Феодосий Черниговский в своей пастве воспитывал особенное внимание истинному христианскому благочестию и заботился о старых и новых монастырских обителях и храмах. В 1694 году благодаря ему были основаны Печеницкая обитель и Любецкий скит, в том же году с его благословения был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком монастыре. В 1695 году им был освящен Троицкий собор, ставший кафедральным собором Черниговской епархии.

Процветание

Во время его правления Черниговская епархия процветала, и было замечено усиление иночества. Особое внимание святой уделял своему духовенству, был с ними очень разборчив при выборе людей на священнические должности. Св. Феодосий также очень сильно помогал духовным школам, куда приглашал ученых и монахов из Киева. Среди них был и митрополит Тобольский Иоанн Максимович, в скором времени ставший помощником и преемником святителя Феодосия, он-то и стал заботиться об устройстве духовных школ.

Свт. Феодосий Черниговский чувствовал приближение своей кончины и поэтому готовил себе преемника. Им стал тогдашний наместник Брянского и иеромонах Иоанн (Максимович), его он и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Однажды, в 1694 году, некий католик Доминик Полубенский обратился к нему с просьбой, в которой изъявил свое желание перейти в подданство царей московских, чтобы иметь возможность обратиться к православной вере его предков. Святитель не оставил эту просьбу без ответа, и вскоре тот стал российским православным подданным.

Мирная кончина

1696 год стал последним для него, святой Феодосий Черниговский мирно почил 5 февраля. Его погребли склепе, специально сделанном для него.

Добрый и справедливый пастырь при жизни своей не оставлял своей паствы, и после своей смерти он стал ее святым небесным покровителем. И сейчас он низводит благодать Божию на всех, кто с верою к нему обращается. Его тело осталось нетленным, что послужило основанием к его канонизации.

9 сентября 1896 года святитель Феодосий Черниговский стал первым святым, прославленным во времена правления царя Николая II. Торжественную канонизацию совершил митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), с ним шесть епископов, множество других духовных лиц и народ, который съехался со всех концов страны в Чернигов. Это дивное торжество было ознаменовано новыми чудесами, которыми и теперь преизобильно радует православных верующих святой Феодосий Черниговский. Мощи покровителя земли Черниговской сегодня покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Иконы

До революции было немного написано иконописных образов с ликом святого. Уже в 90-е годы иконы Феодосия Черниговского стали раритетными и достойными в приобретении, они явились украшением домашних антикварных коллекций. Кстати, в это же время в Киево-Печерской лавре пропали несколько икон с ликом святого.

В честь святого был построен в Феодосия Черниговского, его можно посетить по адресу Чернобыльская 2. Он - небесный покровитель и защитник ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Надо отметить, что храм Феодосия Черниговского есть в Киеве и в Кияновском переулке 6/10, а также в Днепропетровской области, в селе Александровка.

Святителя отличали миролюбие, справедливость и снисходительность, он глубоко сострадал к тем, кто обращался к нему за помощью, и помогал не только православным, но и представителям других вероисповеданий.

История с блокадным Ленинградом

Описывая жизнь этого святого, необходимо отметить и еще одно очень важное событие, связанное с блокадой Ленинграда. В 1942 году в подвале в штабе защитников шло заседание, где решались серьезные вопросы о наступательном прорыве. И вдруг неожиданно они услышали странный голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, который и поможет вам!» Все оцепенели, однако никто из них не знал этого имени. Люди обратились сначала к своему высшему руководству, а потом и к митрополиту Алексею (Симанскому) (будущему патриарху), и только он рассказал им о святителе Феодосии как о молитвеннике и заступнике нашей святой земли, и что ему надо молиться для спасения города. А для этого нужно срочно вернуть его святые мощи, находившиеся в Казанском соборе Санкт-Петербурга, тогда это был и атеизма.

И Сталин дал приказ на это, мощи вернули в Николо-Богоявленский Кафедральный собор. И чудо случилось, святой помог, потому что успешно прошла победоносная Тихвинская операция. Были открыты пути, по которым стали поступать в осажденный город продукты, боеприпасы и оружие. Эту Ладожскую трассу верующие назвали «дорогой Святителя Феодосия».

Феодосий Черниговский: о чем молятся

Считается, что этот святой помогает исцелять раковые опухоли. Молитва Феодосию Черниговскому с истинной верою поможет исцелиться от самых разных болезней, клеветы и проблем, связанных с семейным благополучием и с детьми.

В 1946 году, когда митрополит Алексей (Симанский) стал патриархом, он позвал к себе в Москву Черниговского епископа Бориса, которому поручил подготовить все необходимые документы для того, чтобы перенести святые мощи Феодосия из Ленинграда в Чернигов. Эта церемония состоялась 15 сентября 1946 года. Это всенародное торжество многие запомнили, встречал мощи святой старец и духовник В этот день отслужили три литургии.

И теперь мощи святого не покидают Черниговский кафедральный Троицкий собор, построенный на средства Мазепы и освященный самим св. Феодосием в 1695 году, о чем было упомянуто выше. Там же хранятся мощи преподобного чудотворца Лаврентия Черниговского, святителя Филарета (Гумилевского) и некоторых киево-печерских святых.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников - иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: "Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".

По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосии, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его "овцой стада Христова, научившейся покорности", и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году Преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосии принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы . В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы , а летом 1695 года - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович) , будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий.

Но недолго святитель Феодосии окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.

В 1686-м году произошло воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Важное участие в этом историческом событии принял святитель Феодосий Черниговский, исполнявший тогда обязанности наместника Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. 22 сентября Церковь празднует память этого святого в честь его славного прославления.

«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца» (из жития святителя Феодосия Черниговского).

Выбор пути

О ранних годах жизни святителя Феодосия нам мало что известно, мы не знаем даже имени, полученного им при Крещении. Известно, что происходил он из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родился мальчик в 1630-х годах, в Винницкой области. Отец его Никита был священником, мать звали Марией. Других сведений об этом времени, кроме того, что мальчик рос кротким и послушливым, мы не имеем.

По достижении необходимого возраста он был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (стоит вспомнить, что в то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой). Достоин упоминания по крайней мере тот факт, что среди воспитанников коллегии, с которыми учился и дружил в то время Полоницкий-Углицкий, был выдающийся духовный деятель Самуил Петровский-Ситнянович (впоследствии – святитель Симеон Полоцкий). Ректором коллегиума в ту пору был известный поборник Православия епископ Лазарь (Баранович).

После обучения в Киево-Братской коллегии будущий святитель Феодосий принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь её первооснователя. Одарённый инок вскоре был замечен митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном) и поставлен им на архидиаконское служение в Софийский собор Киева. Позже Феодосию выпало нести послушание наместника митрополичьего дома. Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Здесь он принял монашеский постриг.

Настоятель монастырей

Недолго молодому подвижнику довелось скрывать свои таланты в отдалённом Крутицком монастыре – вскоре он был переведён в Корсунский монастырь с назначением на должность игумена обители. И снова очень быстро блестящие способности Феодосия, теперь уже в качестве настоятеля обители, были замечены и по достоинству оценены священноначалием. В 1664-м году его снова переводят – теперь уже он становится настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева.

Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству

В то время Выдубицкий монастырь находился в разорённом состоянии после временного пребывания под властью польских униатов и католиков. Однако новоназначенному настоятелю обители Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству. Это касалось как внешней – хозяйственной – части, так и ещё более важного внутреннего состояния обители. В монастырь скоро начали возвращаться назад старые и приходить новые насельники, настоятель обители строго следил за их благочестием. Для иноков, склонных к безмолвному жительству, был организован скит. Следует отметить, что дух подвижничества, которым был славен в ту пору Выдубицкий монастырь, Феодосий возгревал в сердцах братии и поддерживал, прежде всего, своим личным примером.

Особенное внимание он уделял также богослужению, которое всегда совершалось со строгим соблюдением Устава. Большое значение придавалось и церковному пению. Феодосию удалось создать в Выдубицком монастыре столь прекрасный хор, что о нём знали даже в Москве и часто просили прислать в Москву людей из этого хора для обучения своих певцов.

24 года Феодосий управлял Выдубицкой обителью. При этом по зависти и недоброжелательству некоторых людей пришлось ему претерпеть многие скорби, клевету, пришлось ему пережить и запрет в священнослужении из-за того, что святитель отстаивал права монастыря на земли. По наговору завистников обвиняли его даже в измене русскому правительству, тайной переписке с врагами государства – облыжно, разумеется. Однако вскоре была доказана невиновность святого подвижника. Царь Алексей Михайлович даровал ему милостивую грамоту.

Преемник Лазаря (Барановича)

Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах».

Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове.

Защитник Православия

Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве.

Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.

Архиепископ Черниговский

Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.

Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха.

Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.

Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины.

Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе.

Канонизация святого

После преставления Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому

Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

Несмотря на возраставшее с каждым годом почитание Черниговского святителя, его прославление в лике святых состоялось гораздо позже. Первое обретение мощей святителя Феодосия Черниговского произошло в 1772-м году, когда обнаруженные нетленными его останки были переложены в новый деревянный гроб. Однако канонизация святого состоялась лишь спустя два столетия со дня его кончины – 9 (22) сентября 1896 года. Тогда мощи были святителя торжественно перенесены из Борисоглебского в Спасо-Преображенский собор Чернигова.

«Дорога святителя Феодосия»

Хранит история и ещё одно свидетельство удивительной помощи святого Феодосия во времена Великой Отечественной войны. Произошло это в 1942-м году, когда город Ленинград был взят во второе кольцо блокады, выход к Ладожскому озеру перекрыли немецкие войска, отрезав единственную возможность сообщения между городами – Ленинград был полностью осаждён. В такой безвыходной, казалось, ситуации военные обсуждали варианты решения, которое не могли найти. Тогда они все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет».

Не зная ничего о святом, военные обратились к Ленинградскому . Он благословил перенести мощи святителя Феодосия из Музея атеизма в Ленинградском Казанском соборе, где они в то время пребывали. Мощи святого, с разрешения властей, перенесли в Николо-Богоявленский собор, где была отслужена торжественная служба перед ними.

Ночью из-за сильного мороза замёрзла Ладога, и по ней можно было передвигаться. Долгое время это была единственная дорога, по которой в Ленинград поступали грузы, а из осаждённого города эвакуировали людей. Вот почему в народе эта трасса стала широко известной под названием Дорога жизни. Однако существует и второе её название – «Дорога святителя Феодосия».

После окончания войны Алексий (Симанский), ставший Патриархом, добился того, чтобы мощи святителя Феодосия были возвращены в Чернигов. В Николо-Богоявленском соборе Петербурга в честь Черниговского святого был освящён один из приделов в память о том, что некогда здесь почивали его святые мощи.