Наблюдения за природой летом. Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники
Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой окружающего мира.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Особенно красива наша земля осенью. Недаром на осеннюю красоту русской земли обращали восхищенные взоры поэты и художники, композиторы и музыканты.
* * *
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
И.Бунин
* * *
Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь.
Ф. Тютчев
В народе говорят: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Только западает в сердце осень не ненастьем своим и скукой, а запахом яблок и бабьим летом сентября, октябрьским золотом листопада, хлебосольством да предзимьем ноября.
Хмурится небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи, льют частые дожди, гуляют холодные ветры, но все же никакое другое время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок и обилие контрастов в природе, усиливающих восприятие окружающего мира. Когда еще можно увидеть пылающую, как свеча, желтую березку на фоне ярко - голубого неба,
услышать прощальные крики журавлей, побродить по шуршащим под ногами листьям? Важно каждый раз удивлять, изумлять детей увиденным в природе.
Необходимо помнить и о культуре общения с природой.
Наблюдения в природе осенью:
Изменения цвета листьев на деревьях. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит и лето завяло. Не зря в народе говорят, что ходит лето в сапогах - скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала.
Плоды, семена деревьев и кустарников; их сравнение, нахождение по описанию.
Листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме; при кажущейся идентичности осенних листьев почти невозможно найти хотя бы два одинаковых.
На месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму.
У лиственных деревьев ярче просматриваются особенности ствола(цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнавать; они как бы выступают вперед, а зелень хвойных деревьев становится для них фоном.
На голых ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц, которые летом трудно отыскать.
Птицы собираются в стаи, усиливается их гомон - это первый признак приближения осеннего перелета.
В погожие солнечные дни в воздухе много летающей паутины - это один из характерных признаков осени. На кустах, в воздухе видны уцепившиеся за ветку, траву серебряные нити с хозяином - молодым паучком. На лугу желтеет трава, появляются сухостои, постепенно исчезают насекомые. Меняется облик водоемов, вода становится холоднее и прозрачнее.
Лидия Масагутова
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа . Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения. Кто как не мы-педагоги и родители поможем детям помочь в ознакомлении с окружающим природным миром .
Данный материал я сделала для оформления уголка для родителей "Наблюдение за природой ", которое обновляется в кадое время года и является подсказкой для родителей . Материал составлен для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя разделы : "Расскажите детям", "Запомните" "Выучите с детьми стихотворения", "Народные приметы", "Загадайте загадки", "Прочитайте сказки".
Вот что у меня получилось!
ВРЕМЯ ГОДА - ЗИМА !
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!
Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает , засыпает.
Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие.
Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко
проглядывает солнце. Говорят «зимой солнце светит, но не греет» .
Морозно, идет снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше
для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло.
Частые ветры, метели наметают сугробы.
Иногда появляется изморозь и гололед.
Вода в реках и прудах замерзает.
Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых
(калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные
деревья (сосны и ели) остались зелеными, на них созрели семена.
Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к
человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками
и семенами деревьев.
Медведи, ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки,
ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на
зимние – другого цвета, с длинным, густым мехом.
Люди зимой убирают снег на улицах городов и сел. Задерживают снег
на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной
дал много талой воды.
Прорубают лед на реках, чтобы вода «дышала» и к речным
жителям поступал кислород.
ЗАПОМНИТЕ!
Названия зимних месяцев :
СНЕГОВИК
Снеговик, снеговик жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него и во мгле морозной
Оставляйте одного зимней ночью звездной.
В трубке у снеговика иней вместо табака.
И, метлой вооружен, он стоит, не дышит,
И часов домашних звон
Он сквозь стены слышит.
Морис Карем
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Зинаида Александрова
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!
Если шишки на ели растут низко –
к ранним морозам, а если высоко –
к холодам в конце зимы.
Синица прилетает к дому – к скорому
наступлению зимы.
Осенью птицы летят низко –
к холодной, высоко – к теплой зиме.
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь :
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
С неба звёздочка упала
Белая, хрустальная.
Я рукой её поймала,
А она растаяла (снежинка)
Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых – молодит. (мороз)
Что за нелепый человек,
Пробрался в двадцать первый век.
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла (снеговик)
Вот серебряный лужок.
Не видать барашка,
Не мычит на нем бычок,
Не цветет ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдешь (каток)
ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ЗИМНИЕ СКАЗКИ!
«Двенадцать месяцев»
«Зимовье зверей»
«Рукавичка»
«Лиса и волк»
«По чущьему велению…»
«Морозко»
«Снежная королева»
ВРЕМЯ ГОДА - ВЕСНА !
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!
Весна наступает после зимы. Начинается весна
Погода весной неустойчивая : то тепло, то холодно.
Снег тает, сходит лед с рек и озер. Наступает половодье –
вода в реках поднимается.
День равен ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, повсюду бегут ручьи. Начинаются первые грозы.
Первые признаки наступления весны : на ветвях набухают почки, распускаются листья. Затем появляются зеленая трава и первоцветы (медуница, подснежник, мать-и-мачеха) . Зацветают деревья и кустарники.
Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы, вьют
гнезда и откладывают яйца. Пробуждаются медведи, ежи и барсуки. Белки и зайцы меняют шубку на летнюю – другого цвета, с коротким, легким мехом.
Весной начинаются сельскохозяйственные работы : люди сеют рожь и пшеницу. Сажают деревья, кусты, цветы, огородные растения. Белят стволы плодовых деревьев – для защиты от вредителей. Обрезают
сухие ветки.
Приводят в порядок улицы, парки и скверы.
ЗАПОМНИТЕ!
Названия весенних месяцев : МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
ГУЛЯЙ ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ!
Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?
Какие съедобные грибы появляются первыми?
Зачем грачи ходят по пашне?
Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?
Сколько крыльев у жука?
Весной или летом цветет сирень?
Какая птица прилетает первой из теплых стран?
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!
С 9 марта начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно 40 дней : «На Сороки – сорок утренников» .
Если утро туманное, то днем будет ясная погода .
Если много талой воды, значит, будут хорошие всходы на полях : «Апрель с водою – май с травою» .
Майские жуки громко жужжат –
к ясной погоде.
Май холодный – год хлебородный.
Если у мая начало теплое, то во второй половине будут холода.
Дождливый май – сухой сентябрь.
Если вороны купаются в лужах, значит, весна будет теплой.
ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ СТИХОТВОРЕНИЯ!
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.
С. Я. Маршак
ВРЕМЯ ГОДА - ЛЕТО !
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!
Лето начинается после весны. Летний сезон длится с
Летние дни намного длиннее ночей. Солнце светит ярко, небо синее, ясное. Жарко. Дожди идут теплые. Бывают сильные, но скоротечные грозы с градом. После дождя на небе видна радуга. По утрам
выпадает роса.
Цветут и плодоносят растения. Созревают ягоды и фрукты.
Появляются грибы. Листва на деревьях и кустарниках сочная, зеленая.
Взрослеют детеныши животных, готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают, учатся летать. Много насекомых.
Люди заготавливают сено. Ухаживают за посевами и посадками : поливают, борются с сорняками и вредителями. Собирают урожай некоторых фруктов, ягод и овощей. Ловят рыбу.
ЗАПОМНИТЕ!
Названия летних месяцев : ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!
Воробьи летают стайками – к сухой ясной погоде.
Перед ненастьем птицы сильно кричат, много и низко летают.
Ласточки низко – к дождю.
Если муравьи строят большой муравейник, значит, зима будет
долгая и холодная.
Если в первые два дня идет дождь, то месяц будет сухим.
Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.
Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
Если утром на восходе душно, значит, вечером будет дождь.
ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ!
БАБОЧКА, ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты.
Ну, а дождь пройдет над садом
Волноваться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся
Под моей панамой скройся.
А. Сарсеков
ВЕСНУШКИ
Разбросало по опушке
Солнце рыжие веснушки.
Собирают девочки,
Собирают мальчики
Не малину, не грибы – одуванчики.
Прибегут домой с цветами
В золотых веснушках сами.
В. Степанов
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовется время это ?
Угадать нетрудно - … (лето)
Я любой девчонке, прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.
От солнца я защита – для того и сшита (панама)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
По соломинке ползет (улитка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
Она ярка, красива –
Насекомое такое.
Платье в горошек,
И у нее шесть ножек (божья коровка)
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звезд! (радуга)
ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ !
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!
Осень наступает после лета. Осенью природа увядает ,
готовится к зимнему отдыху.
Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, а после них остаются лужи.
На деревьях желтеют и опадают листья – начинается листопад.
Желтеет и вянет трава. Цветы отцвели, семена созрели.
Пропали насекомые, питания для птиц стало совсем мало.
Поэтому с наступлением холодов перелетные птицы улетают
на юг. Белки и мыши делают запасы на зиму.
Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных. Утепляют дома, а также
помещения для животных.
ЗАПОМНИТЕ!
Названия осенних месяцев : СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.
ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ!
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый,
Утешает осень : «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета.
З. Федоровская
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – будет
стоять хорошая осень.
Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.
Если листья начинают желтеть с верхушки – весна будет
ранняя, снизу – поздняя.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!
Жаль озябшего бедняжку…
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам (осенний лес)
Кто-то струны за окошком натянул.
Кто-то песню так уныло затянул,
Что слова навряд ли разберешь
Без плаща, зонта и без галош (осенний дождь)
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки (листопад)
Изменили цвет монетки,
И к зиме слетели с ветки (листья)
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем…
Когда это бывает? (осенью)
ЛИТЕРАТУРА :
1. Илларионова Ю. Г. – Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985 г.
2. – 1000 загадок – Я.: «Академия развития» , 1996 г
3. Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б. – Хрестоматии для детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1990 г.
4. - Журнал «Мурзилка» - 1986 г., № 5.
5. «Времена года » - дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром – ООО «Маленький Гений-Пресс» , 2000 г.
6. Шаблоны "Зима, Весна, Лето, Осень". http://forchel.ru/9378-shablony-zima-vesna-leto-osen.html
С наступлением осени преобразилось все до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.
Русский народ был очень наблюдателен, до нас дошло много примет и поговорок.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени, укрывает землю – когда листком, когда снежком.
Первый день ноября на Руси считался началом зимы. У ноября – изо льда корона, из инея – перстенек, снегом низан поясок.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье.
Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.
Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает – к дождю.
Перед дождем дождевые черви выползают из нор.
Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень – на дню погод восемь.
Сентябрь - первый месяц осени.
1. Обратите внимание детей на красоту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников. Определить окраску листвы различных деревьев: жёлтая и оранжевая у клёна, коричневая – у липы, вяза, дуба, красная - у осины, зелёная – у сирени. Пройти по опавшим листьям. Они ещё не шуршат. Предложить поднять несколько листьев, понюхать их. Листья свежие, пахучие. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора».
2. Обратить внимание на состояние солнца. В каком месте появляется солнце и где оно в эти часы было летом. Вечером обратить внимание, где заходит солнце.
3. Рассмотреть утренний иней на листьях. Интересно посмотреть на пролетающих журавлей. Прочитать рассказ М. Пришвина «Журка». Поймайте летающую паутинку и покажите паучка – «лётчика».
4. Обратить внимание на кустарники. Подойдя к акации, предложить детям поднять её лист с земли. Это не удаётся. Дети увидят, что лист рассыпается на дольки. Покажите чёрные закрученные пустые стручки акации. Вспомнить, какие они были летом.
5. Сравнить лиловые листья черёмухи с окраской листьев других деревьев. Вспомнить, каким был лист осины летом, каким он стал теперь. Рассмотреть плод и семена жасмина.
6. Труд взрослых в саду. Покажите, как копают ямы для посадки, как выполняют различные работы по уходу за деревьями.
7. В цветнике. Георгины едва держат свои тяжёлые, пышные, яркие головки. Стройными рядами стоят гладиолусы с причудливыми цветами, заканчивающимися в виде изящного шпиля. Пушистые яркие головки астр окаймляют клумбу.
8. В конце сентября возьмите с собой коробочки и соберите семена. Возьмите только сухие. Детей привлекают зелёные, упругие семена, объяснить, что они не созрели.
9. Наблюдать, когда появится пух на головках астр. Выдерните пушинки и покажите детям белые столбики семян, плотно прижатых друг к другу. Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие, терпение.
10. Труд в цветнике. Можно вместе с детьми сажать выкопанные в июле луковицы цветов (нарциссы, тюльпаны, гладиолусы). Весной они опять зацветут.
11. Очень нравится детям наблюдать за таким природным явлением, как листопад. Наблюдая с детьми за этим явлением, можно предложить детям «превратиться» в листочки, покружиться вместе с ними.
Октябрь – второй месяц осени. Время отлёта птиц на юг.
1. Всё чаще бывает пасмурная погода – хмурое небо, моросящий дождь. Обратить внимание, как изменились облака – нет больше лёгких, перистых и кучевых. Над головой висят тяжёлые, слоистые, небо кажется низким.
2. В редкие солнечные дни проследите, откуда появляется солнце. Длиннее ли путь солнца по сравнению с летом.
3. Когда земля замерзнет, покажите какая она твёрдая. Лужи затягиваются полосками льда. Падают первые снежинки.
4. Посмотрите на берёзу. На ней есть еще коричневые листочки. Они тихо шелестят. Рябина, хотя и без единого листочка, очень нарядная, вся в красных гроздьях ягод, а старая золотая лиственница возвышается над всеми деревьями. Земля под ней усыпана шелковистой светлой хвоей.
5. Под дубом поищите жёлуди. Рассмотрите глянцевую с колпачками кожуру желудей. Падают и «носики» у клёна, вертятся они на ветру. Вспомните, какими тёмными и красными были дуб и клён летом. Прочитать стихотворение «Песня о жёлуде» С.Я. Маршака.
6. Покажите детям, что лист рябины, как и лист акации, которую наблюдали ранее, поднять нельзя: он рассыпается на дольки.
7. В октябре некоторые травы продолжают ещё жить, на газоне цветут одуванчик, пастушья сумка. Дать детям задание проследить за дальнейшей жизнью этих молодых растений.
8. Предложить детям поставить кормушки для птиц и каждый день класть в них корм. Перечислить знакомых птиц, вспомнить, какие улетели на юг, какие еще живут рядом, спросить, чем они питаются.
9. Если георгины и гладиолусы ещё не убраны, то в начале октября это надо сделать. Вынести на участок носилки, тачки, ящики. Определить место, куда складывать клубни для просушки. Воспитатель выкапывает клубни, дети относят их в помещение, луковицы гладиолусов укладывают в пакеты и тоже относят в помещение.
10. Наблюдение за бальзамином канадским. Растение всё увешано небольшими грушевидными плодами. Предложить дотронуться до самого толстого плода, он мгновенно с треском раскроется и из него разлетятся чёрные круглые блестящие семена.
Ноябрь – третий месяц осени. Выпадение первых снегопадов.
1.Во время прогулки поговорите с детьми о том, что погода изменилась, стало мрачно, серо… Небо низко повисло. Нигде нет голубого просвета, замёрзла земля, на крышах сидят хмурые вороны, зверям теперь холодно в лесу. Прочитать стихотворение Блока «Зайчик».
2. Если выглянет солнце, заметьте, где оно появляется, долго ли бывает на небе. Ветер низко пригибает кустарники и ветви деревьев. На деревьях и кустарниках нет листвы, только на дубе шелестят сухие коричневые листья. Но рябина по-прежнему красива, скоро за ягодами прилетят снегири и свиристели.
3. Как только замёрзнет земля в цветнике, можно начинать подземный сев. Воспитатель выносит семена цветов или овощей, сеет их, дети засыпают землёй и придавливают совочками.
4. В конце ноября дети начинают наблюдать зимние явления природы. Живая природа только замирает на время. Ветки деревьев в мороз ломаются с хрустом как льдинки, а внесёшь их в комнату – они распускаются.
5. Уточните представление детей о том, что поздней осенью природные явления больше сходны с приметами начала зимы. Дни еще стали короче, а ночи еще длиннее; все реже светит солнце; небо плотно закрыто низкими тучами.
6. Нудный осенний дождь иногда сменяется мокрым снегом, а в ясные дни утром лужи покрыты тонким ледком. Совсем засохла трава, отцвели последние цветы, насекомые окончательно исчезли, улетели перелетные птицы.
7. Расскажите дошкольнику, что звери тоже готовятся осенью к встрече зимы: они меняют свой редкий летний мех на зимний – густой и теплый. Активизируйте в речи прилагательные: ярко-рыжая, серебристый, белый, пушистый, теплый; глаголы: перелинять, линять, рыщет, ложится в спячку.
8. Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с наступлением зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.
9. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.
10. Наблюдение за птицами. Последние птицы забились под крыши. Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.
Таким образом, наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это со своим ребенком, мы развиваем его речь, пополняем словарный запас, развиваем память, внимание и мышление.
Прогулка по первому снегу.
Медведева Татьяна Петровна, учитель математики МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.
Описание: Осень – чудная пора. Сколько удивительных явлений происходит в этот короткий период времени: «бабье лето» с паучками, летящими на паутинах, «золотая осень», листопад, отлёт птиц в тёплые края, первый снег…
Данная публикация – это рассказ - наблюдение за природой парка, её обитателями. Читатель вместе с автором публикации отправится в незабываемое путешествие по первому снегу.
Публикация адресована младшим школьникам, может быть полезна учителям начальных классов, учителям биологии на уроках, во внеклассной работе.
Цель: расширение кругозора детей, знаний об окружающем мире.
Задачи:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций;
- формировать экологическую культуру школьников, создавать положительную мотивацию к сохранению духовных ценностей;
- способствовать развитию интеллектуальных сил и умений понимать явления природы в их причинно-следственных связях;
- прививать интерес к изучению природы родного края, наблюдательность, бережное отношение к природе.
Прогулка в парк по первому снегу.
Первый снег! Удивляет, восхищает, радует…
В этом году он выпал совсем неожиданно, в начале ноября.
Он шёл всю ночь, только под утро перестал, побелил крыши домов, дороги, припорошил, словно пудрой, поля и леса. Деревья сказочно красивы: снег прикрыл их голые ветки белоснежным покрывалом, особенно нарядными казались ели.
Приятно прогуляться по первому снегу.
Я отправляюсь в дальний уголок парка, располагаюсь под любимой раскидистой сосной и снимаю бинокль, чтобы понаблюдать за мирной жизнью обитателей парка.
Вдруг что-то свалилось мне прямо на голову…
Да ведь это белочка, перепрыгивая с ветки на ветку, случайно стряхнула ком снега. Где же она сама? Я навожу бинокль на верхушки деревьев. Белочка сидит в густых ветках старой сосны и что-то грызёт.
Она занята своими делами и долго не замечает меня. Когда же, наконец, увидела, то громко зацокала и поспешила спрятаться.
Стрекот сороки разнёсся по всему парку. Она сидела на верхушке сосны и зорко следила за мной.
Это она оповестила об опасности.
Я притаилась. Через несколько минут сорока – «часовой » улетела.
Мимо пролетел своим неровным ныряющим полётом дятел с шишкой к своей «кузнице» - трещине в сосне.
Пустую шишку ловко вытащил из щели клювом и откинул в сторону, за новую принялся, долбит её, семена выколачивает. Под «кузницей» уже валяется до сотни пустых шишек.
Когда только успел?
Стайка весёлых синиц тут как тут.
Они обычно летают в компании с дятлом. Порхают, посвистывают под тем деревом, где только что работал дятел.
Я достала из кармана семечки и высыпала их на снег.
Первыми корм заметили большие синицы, потом лазоревки, за ними прилетели воробьи, привлечённые всеобщим шумом.
Пожаловала даже сойка – любительница лёгкой наживы, птица яркая, крикливая, но увидев меня, сразу же улетела. А, может, улетела по другой причине…
В клюве она держала желудь, наверное, не хотела делиться своей добычей ни с кем.
Но когда прилетел снегирь, у меня даже дыхание перехватило – это необыкновенное зрелище: белый снег и красногрудый снегирь, красивый, важный, гордый!
Я с интересом наблюдала за птицами: суетятся, пищат на разные голоса. Маленькая лазоревка храбро отгоняла больших синиц от лакомства. Погнавшись за одной синицей, другие быстро хватали семечки и, усевшись на ветках, долбили их.
В зарослях бурьяна перепархивали стайкой пёстрые щеглы.
Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших краях. Семена репейника и чертополоха - любимое лакомство.
Я долго наблюдала за птицами и думала: вот-вот закрутит, запуржит вьюга, ударят сильные морозы, всё заледенеет, туго придётся этим милым пташкам, ведь они боятся не столько холода, сколько голода.
На западе заалела красная полоска – это заходило солнце. День кончался. Я немного устала, но, несмотря на это, была довольна прогулкой и интересными встречами с обитателями парка.
Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.
Наблюдаем за солнцем.
Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.
Наблюдаем за облаками.
В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».
В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.
Наблюдаем за ветром.
В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.
Наблюдаем за дождем.
Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.
Наблюдаем за грозой.
Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.
Наблюдаем за радугой.
Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.
Наблюдаем за деревьями.
Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.
Наблюдаем за цветами.
Рассматривайте цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Расскажите строение цветка. Называйте цветы – ромашка, одуванчик, пион и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые и полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать .
Наблюдаем за водой.
Все дети любят играть с водой. И это замечательно! не только развивают кроху, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед). Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?
Наблюдаем за животными и насекомыми.
Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.
Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.