Значение живых организмов. Тема «Значение живых организмов в природе и жизни человека


«Соль в организме человека» - В России в питьевой воде существует дефицит фтора. Выявить значение соли для организма человека. Нормы потребления поваренной соли: Опрос населения: Растирание тела от целлюлита. Пересолил – значит влюбился. Для чего нам нужен йод? Прогревание носа, горла, ног. Из соли делают маски. Соль - белый. (по данным опроса жителей д. Гридино).

«Классификация организмов» - Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. Прокариоты. http://www.darwin.museum.ru/expos/be_dino/zeml_pro.htm. http://clubs.ya.ru/4611686018427429769/replies.xml?item_no=1196. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству. Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом.

«Организм человека 3 класс» - Для закаливания ем одновременно горячее и холодное. Кожа. Суставы. Организм человека. Орган пищеварения – желудок. 1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение человека? Кишечник. Орган зрения – глаз. 10. Желудок. Чтобы умело использовать свои возможности. Горбатый, бледный, хилый, низкий. Шея.

«Индивидуальное развитие организма» - Внутреннее оплодотворение. Стадия дробления. В чём значение биогенетического закона? Дайте определения. Двойное оплодотворение характерно для покрытосеменных растений. Оплодотворение. Пресс - конференция. Формирование органов у животных в процессе онтогенеза характерно для периода: Учитель отвечает на вопросы учеников.

«Йод в организме человека» - В результате я пришла к таким выводам: Рассказала ребятам о профилактике йододефицита. Влияние йода на организм человека. Подросткам и взрослым – 100-150 микрограмм. Цель работы: изучение влияния йода на организм человека. Результаты просветительской работы. Выяснила, что недостаток йода у большинства ребят нашего класса.


Жизнь на нашей планете возникла 3 млрд. лет назад. Все организмы в течение миллиардов лет развивались, расселялись, изменялись в процессе развития и в свою очередь воздействовали на природу Земли - среду своего обитания.

В воздухе под влиянием живых организмов стало больше кислорода и уменьшилось содержание углекислого газа. Зеленые растения - основной источник атмосферного кислорода. Другим стал состав воды Мирового океана. В литосфере появились горные породы органического происхождения. Залежи угля и нефти, большинство отложений известняков - результат деятельности живых организмов. Таким образом, живые организмы являются мощным фактором, преобразующим природу.

Живые организмы представляют собой неотъемлемый компонент биосферы, от состояния которого, зависит не только продуктивность составляющих биосферу экологических систем, но и пригодность последних для существования человека.

Живая природа – наиболее точный индикатор качества окружающей человека природной среды. Живые организмы находятся в сложной взаимосвязи с почвой и растительностью. Потеря хотя бы одного звена этой цепи приводит к нарушению экологического баланса. Поэтому многообразие живых организмов чрезвычайно важно для круговорота веществ и энергии в природе.

Очень большое значение для процессов почвообразования имеют микроорганизмы. им принадлежит основная роль в глубоком и полном разрушении органических веществ, некоторых первичных и вторичных минералов. Каждому типу почв присущ свой специфический профильный распределение микроорганизмов. При этом численность микроорганизмов, их видовой состав отражают важные свойства почвы. Основная масса микроорганизмов сосредоточена в пределах верхних 20 см толще грунта. Биомасса грибов и бактерий в пахотном слое почвы составляет до 5 т/га.

Микроорганизмы активно участвуют в процессе гумусообразования, который по своей природе биохимический. Большое влияние имеют микроорганизмы на состав почвенного воздуха, на циклы превращения азотсодержащих соединений. Одна из важных звеньев в циклах преобразования азота - фиксация его почвенными микроорганизмами. Общая планетарная производительность микробной фиксации азота составляет от 270 до 330 млн. т/год, из которых 160-170 млн. т/год дает суша, 70-160 млн. т/год - океан. Бобовые культуры с помощью клубеньковых бактерий фиксируют и накапливают в почве от 60 до 300 кг азота на гектар в год.

Почва является не только местом жизни огромного количества самых разнообразных микроорганизмов, но и продуктом их жизнедеятельности. В почве микробы находят все условия для развития: влагу, питательные вещества, защита от губительного воздействия прямой солнечной радиации и др. Благодаря этим благоприятным условиям количество микробов в почвах огромна - от 200 млн. микробов в 1 г глинистого грунта до пяти и более миллиардов в 1 г чернозема. Грунт - основной источник, откуда микроорганизмы поступают во внешнюю среду - воздух и воду.

Живые организмы участвуют в процессах отложения осадочных пород, почвообразования, формирования атмосферы, меняя оболочки Земли.

Роль живых организмов в создании осадочных пород. Осадочные породы возникают на дне водоемов вследствие наслоения различных нерастворимых веществ, значительная часть которых имеет биогенное происхождение. Живые организмы участвуют в образовании осадочных пород, накапливая в течение жизни в своих скелетах, раковинах, панцирях соединения кальция, кремния, фосфора и т.п.. Из остатков этих организмов (цианобактерий, диатомовых и других водорослей, фораминифер, радиолярий, моллюсков, кораллов и т.д.) возникают разнообразные осадочные породы (известняк, мел, кремнезем, радиоляриты) значительной толщины. Залежи мела и известняков образовывались на протяжении всей истории биосферы, однако наиболее интенсивно - во время мелового периода мезозойской эры за счет массового размножения морских одноклеточных животных - фораминифер, чьи ракушки состоят из углекислого кальция.

В формировании этих пород активное участие принимали также колониальные цианобактерии с защитными оболочками из углекислого кальция, коралловые полипы, двустворчатые моллюски, усоногие рачки подобное. Вследствие накопления на дне морей ракушек и скелетов умерших организмов образуется известняковый мул. В его толще происходят химические процессы, вследствие которых, в условиях высокого давления, он превращается в мел или известняк. Геологические процессы, происходившие на нашей планете, приводили к тому, что те или иные части материков опускались, тогда как участки морского дна поднимались, вследствие чего возникли целые горные хребты из известняка (Пиринеи, Альпы, Гималаи, Кавказские горы и т.п.).

В накоплении кремнеземовых осадочных пород участвуют простейшие - радиолярии и диатомовые водоросли. Так, радиоляриты (осадочные породы, образованные преимущественно за счет скелетов радиолярий) представлены кремневыми глинами, месторождениями полудрагоценных камней (яшмы, опала, халцедон и др.). С радиоляриты состоит остров Барбадос в Карибском море. Залежи фосфоритов и апатитов (соли фосфорных кислот, которые используются как минеральные удобрения и сырье для промышленности) образованы остатками особых вымерших групп морских животных, имевших раковины из фосфата кальция.

Образование каменного (ископаемые высшие споровые), бурого (ископаемые голосеменные) угля и торфа (мхи) вызвано особыми условиями преобразований отмерших остатков растений. Залежи железной руды - это преимущественно последствия деятельности на протяжении всего существования биосферы хемотрофных железобактерий. Есть гипотезы о биогенное происхождение нефти, природного газа, горючих сланцев и т.д..

Живые организмы участвуют и в выветривании (разрушении) горных пород. Например, лишайники, поселяясь на скалах, выделяют органические кислоты, которые разрушают горные породы. Лишайники и некоторые растения также механически воздействуют на горные породы, например, гифы грибного компонента лишайников, корни и ризоиды растений проникают в трещины скал, расширяя их. Это, в свою очередь, способствует проникновению в трещины воды, что приводит к растворению горных пород, которые становятся хрупкими и разрушаются.
Влияние живых организмов на газовый состав атмосферы. Процессы жизнедеятельности организмов изменяют газовый состав атмосферы, который в начале развития биосферы значительно отличался от современного. В ней было много водяного пара, углекислого газа, аммиака, сероводорода, метана и т.д., однако не было свободного кислорода и, соответственно, озонового экрана. Поэтому ультрафиолетовые лучи беспрепятственно достигали поверхности Земли и жизни определенное время могло существовать только в водной среде, но вода поглощает эти лучи.

Благодаря деятельности фотосинтезирующих цианобактерий, газовый состав атмосферы постепенно изменялся: снижалась концентрация углекислого газа, метана, аммиака и др..; Появились свободный кислород, концентрация которого примерно 2-3 млрд. лет назад достигла современной, и озоновый экран. Это создало предпосылки выхода жизни на сушу.

Сейчас весь атмосферный кислород - фотосинтетического происхождения. Растительность Земли ежегодно поглощает около 1,7-108 тонн углекислого газа и выделяет около 108 тонн кислорода, который используется в процессе дыхания все аэробные организмы. На соотношение углекислого газа и кислорода в атмосфере отрицательно влияет хозяйственная деятельность человека: развитие промышленности и сжигания энергоносителей снижает содержание кислорода и повышает - углекислого газа. Последнее вызывает так называемый «тепличный эффект»: вследствие высокой теплоемкости углекислый газ уменьшает излучение тепла поверхностью Земли, что приводит потепления климата. Углекислый газ выделяется в атмосферу также вследствие деятельности редуцентов и аэробного дыхания большинства живых существ.

Живые организмы влияют и на концентрацию в атмосфере азота. Он связывается некоторыми микроорганизмами (азотфиксирующие бактерии, цианобактерии) и таким образом исключается из состава воздуха, а возвращается в атмосферу в результате процессов диссимиляции или денитрификации преимущественно в виде аммиака. Деятельность организмов способствует поступлению в атмосферу и некоторых других газов - сероводорода, метана и т.д.. выводы

Жизнедеятельность организмов в значительной мере влияет на оболочки Земли: в частности на образование осадочных пород, грунта, формирование атмосферы.

В создании осадочных пород участвуют организмы, способные накапливать в себе соединения кальция, кремния, фосфора. После гибели их останки опускаются на морское дно, где в результате химических процессов превращаются в различные осадочные породы (мел, известняк, трепел, кремнеземом, радиоляриты т.д.).

Благодаря деятельности живых организмов происходит почвообразования - формирование верхнего плодородного слоя литосферы. Процессы жизнедеятельности организмов влияют и на газовый состав атмосферы. Ведущая роль в поддержании постоянства газового состава атмосферы принадлежит зеленым растениям и цианобактериям.



Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов . Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.

Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе , соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

Листаем страницы биологии:

Значение бактерий в природе и жизни человека

«Многообразие живых организмов» - Растения. Цели урока. Животные. Насекомые. Что изучает биология? Млекопитающие. Пресмыкающиеся. Грибы. Многообразие живых организмов. Биологические науки. Моллюски. Земноводные. «Биос» - жизнь, «логос»- учение. Царства живых организмов. Значение живых организмов в жизни человека. Съедобные грибы. План урока.

«Развитие организма» - Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. 2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до смерти организма. Рекомендации человеку по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Шмальгаузен. Мюллер. Абиотические.

«Системы организма» - Далее пища двигается по пищеводу и попадает в желудок. Лимфатическая система. Лимфатические узлы. Мочевой пузырь. Желудок. Сокращаясь, мышцы желудка продвигают пищу дальше в кишечник. Почки. Зубы. Половая система. Половой акт. Толстый кишечник. Селезёнка. Строение гормональной системы. Мужская половая система.

«Классификация живых организмов» - Современные систематические категории. Естественная классификация. Класс? Проходят через бактериальные фильтры и не развиваются на питательных средах. Развитие жизни на Земле. Царство? Есть одноклеточные и многоклеточные грибы, клетки которых образуют грибницу. Вид? К прокариотам относятся организмы, имеющие клеточное строение, но не имеющие ядра.

«Организм человека» - Содержание. Трансферрин – класс железосвязывающих молекул. Сок карамболы утоляет жажду. Хлор присутствует в желудочном соке в виде соляной кислоты. Значительная часть меди находится в форме церулоплазмина. Бразильский орех. Важную роль цинк играет в заживлении ран. Зеленый чай. Мы уделили большое внимание роли металлов.

Все живые организмы участвуют в обмене веществ и потоке энергии. Поэтому все они испытывают воздействие других организмов и внешней среды, а также сами влияют на другие организмы и окружающую среду. В результате различных взаимосвязей формируются природные сообщества живых организмов, состоящие из разных видов. Такие сообщества складываются постепенно, виды их составляющие определяются различными закономерностями.

В каждом сообществе живет большое число видов. Самые разнообразные по количеству видов природные сообщества находятся в тропических лесах.

В биогеоценозе различные виды вступают между собой в пищевые и территориальные связи, конкурируют между собой. Большинство разных видов, составляющих биогеоценоз, имеют разные требования к условиям среды. Это снижает конкуренцию между ними. Например, у растений есть разные жизненные формы, ярусность, разное развитие в течение года, то есть у них разные требования к теплу, влаге, свету и др.).

Определенный вид имеет свои, характерные только для него, связи с другими видами, своеобразно использует природные ресурсы. Так, например, у растений в лесу наблюдаются разные сроки цветения. Пока не распустились листья цветут ветроопыляемые деревья и ранние травы с разноцветными цветками. Когда листья распускаются, они затрудняют опыление ветром и создают затенение. Среди трав цветут те, у которых цветки белые, т. к. они лучше заметны в таких условиях.

Значение растений в природе огромно. Они извлекают из почвы воду и минеральные вещества, синтезируют органические вещества, выделяют кислород и пары воды. Животные, грибы, бактерии потребляют органические вещества, перерабатывают их. В конечном итоге разлагают и возвращают вещества в окружающую среду. Таким образом растения, животные, грибы и бактерии все вместе участвуют в круговороте веществ. Этот круговорот называют биологическим. Все биогеоценозы Земли вместе создают общий биологический круговорот веществ биосферы.

Однако именно растения дают начало этому круговороту, преобразуя солнечную энергию в энергию химических связей органических веществ. С другой стороны, если бы организмы-гетеротрофы не существовали и в конечном итоге не разрушали органику, то растения бы вскоре истощили запас необходимых им минеральных веществ и не смогли бы существовать далее. Таким образом, гетеротрофы обеспечивают условия жизни для растений.

Растения оказывают влияние на неживую природы. Они пополняют атмосферу кислородом, влияют на климат, водный режим, участвуют в образовании почвы, создают органику.
Растения играют важнейшую роль в жизни человека. Они используются как пища, корм для домашних животных, в различных производствах, очищают воздух городов.