Появились первые признаки весны солнце стало теплее. Грамматические загадки о весне. Лексическая игра «Помощники весны»



Урок N 1. Тема: Ранняя, средняя и поздняя весна

Цель:

1. Учить детей различать характерные признаки весны.

2. Помочь познать детям последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят.

3. С помощью поэтического слова и произведений известных русских художников показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений.

Оборудование:

1. Иллюстрации картин известного русского художника И.И. Левитана LМарт¦, LВесна. Большая вода¦, LПервая зелень¦.

2. Календарь весенних явлений.

3. Открытки LВремена года¦.

Ход урока

I. Погружение в урок

1. Загадка

LТает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?¦ (Весной )

Каждый год в мерном беге своем обращает Земля к Солнцу северное полушарие. Тогда и наступает наша весна. Сегодня на уроке экологии мы поговорим о трех периодах весны и ее сезонных изменениях, которые характеризуют каждый из периодов. Запишите тему урока LРанняя, средняя и поздняя весна¦. Вспомните сказку Владимира Ивановича Даля LСтарик Годовик¦: Взмахнул Старик Годовик руками, и полетели три птицы...

О каких трех птицах пойдет речи на уроке? (о марте, апреле и мае. Правильно, эти три птицы были весенние месяцы.

II. Работа над темой урока

1. Весна календарная и весна фенологическая

- Всегда ли это число совпадает с фактическим холодом весенних изменений? В природе весна наступает по-разному: иногда позже, иногда раньше. Весна сменяет зиму незаметно постепенно.

Когда можно сказать, что пришла весна?

Самым характерным признаком прихода весны считается момент, когда в лужах вода не замерзает даже ночью. Это означает, что средняя температура воздуха становится выше нуля. Поэтому считается, что в наш город весна приходит 23 марта. А ее шаги мы наблюдаем еще задолго до этой даты.

На доске вы видите 3 иллюстрации картин известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Определите, какое время года изобразил художник? Правильно, время года одно - весна , а явления этого времени - разные. Они имеют свой строгий порядок, сменяя постепенно друг друга.

Давайте определим, на какой картине изображены первые признаки весны? Правильно эта картина так и называется LМарт¦, она написана в 1895 г., на ней изображен подмосковный пейзаж. - Какие приметы ранней весны вы видите на картине? (ослепительно светит солнце, и хотя на картине его нет, но свет от него густой, золотистый, яркий, так и хочется зажмуриться от его лучей).

- Какое небо? (светлое, чистое, голубое, высокое)

- Есть ли на картине облака? Какие они? (легкие, пушистые).

- Что происходит со снегом? (потемнел, стал рыхлым, ноздреватым, появились первые проталины, одна из них видна на первом плане картины).

- Где на картине еще виден подтаявший снег?

Март рассказывает нам о том, что именно в этом месяце кончается зима и начинается весна.

2. А теперь "вопросы от марта":

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? (солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее) Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего равноденствия , когда день равен ночи, а концом весны 21 - 22 июня - самые длинные дни года.

Кто же является "союзником" весны в марте: день или ночь? (днем солнце греет, снег подтаивает, а ночью все снова замерзает, поэтому ночь - союзник зимы).

По каким признакам можно судить, что солнце стало сильнее греть? (снег потемнел, тает)

- Где снег тает быстрее: в поле или в лесу?

(в поле, поэтому полевая весна наступает раньше).

Почему в марте вокруг деревьев и столбов образуются проталины? (стволы деревьев днем нагреваются, и около них температура воздуха повышается. В результате снег вокруг столбов и стволов начинает таять раньше и быстрее, чем вдали от деревьев).

3. Выполнение практических заданий

а) У доски один из учащихся выполняет задание: используя картинки, составить цепочку весенних явлений в марте и объяснить зависимость: Солнце выше, температура повышается,

интенсивно тает снег, появляются проталины

б) Задание классу: выписать в тетрадь, какие из данных сезонных изменений соответствуют марту месяцу:

Снег начал таять. (на доске полоски сезонных изменений).

Первые проталины.

Эти явления происходят в марте, поэтому в народе март называют Lвесной земли¦, Lснежной весной¦, так как происходит интенсивное таяние снега, появляются проталины.

4. Проверка выполнения задания у доски (схемы - цепочки)

5. Работа с пословицами, записанными на доске

"Март - заря весны".

"Как в марте зима ни злится, а весне покорится".

"В марте мороз скрипуч, да не больно жгуч".

6. Проверка знаний

Мы говорили о ранних признаках весны в неживой природе. А по каким признакам в живой природе в марте можно определить наступление весны? (У ели осыпается хвоя, облетают семена еловых шишек, прилетают первые птицы на родину)

Это событие в наш город приходит в конце марта - начале апреля (например, 1 апреля регистрируется прилет скворцов) . - Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи, скворцы) - Почему эти птицы прилетают первыми? (просыпаются насекомые, у птиц появляется корм)

Возвращаются перелетные птицы - значит, наступает апрель. В народе его называют месяцем последнего снега, первоцветом, снеголомом, водолеем, соковиком.

Как вы думаете, почему апрель получил такие названия?

7. Работа со словарем

Доска: первоцвет - подснежник (галантус) снеголом - ледоход водолей - половодье (наводнение ) соковик - сокодвижение

Апрель называют первоцветом, так как в этот период, когда еще снег не успел освободить землю, а уже на хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы - подснежники. Это самые ранние цветы, зацветающие весной. Однако существуют самые настоящие подснежники, научное их название галантус, что означает молочноцветник. Цветки у него белые, как молоко.

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, гусиный лук и др.)

А из деревьев зацветают ива, осина, ольха.

- Почему эти растения зацветают первыми? (корни у этих растений утолщены, в них накапливаются питательные вещества; а у деревьев и кустарников в стволах. Этими запасами и питаются ранней весной цветущие растения)

Большую роль играют весенние тепло и влага, так как снег уже начал таять.

Чтение стихотворения "Подснежник проснулся" учеником.: Веселый апрель улыбнулся, Запел, загалдел, заиграл, От шума подснежник проснулся И на проталине встал. Запахло. Повеяло прелью, Чуть слышно подснежник твердил: - Спасибо апрелю, спасибо За то, что меня разбудил.

- Почему апрель называют снеголомом? (От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы).

- Как называется это явление? (ледоход)

Прочитайте об этом явлении (с. 87 учебника по экологии). .

Почему на озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро? Ледоход на Томи происходит 18 апреля.

- Почему месяц апрель получил в народе название Lводолей¦? (с. 87)

- О каком явлении вы прочитали? (о половодье)

Давайте рассмотрим картину Левитана LВесна. Большая вода¦. Посмотрите, как широко разлились река.

Скажите, каждый ли год река разливается так широко? (нет) - От чего это зависит? (От количества выпадаемого снега зимой) Народное выражение Lбольшая вода¦ и означает очень широкий разлив, большое половодье или наводнение.

- И, наконец, почему апрель - "соковик"? Весной и деревья, и кустарники начинают соковыделение. В эту пору оживает каждое дерево. Корни глубоко в земле вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенний сок поднимается вверх по стволу и сучьям и наполняет собой почки, а они надуваются, разбухают. В наших краях это явление приходится на 25 апреля. Иногда в это время люди делают насечку на деревьях и собирают сок, оставляя после сбора сока раны открытыми. - Что после этого может произойти с деревом? (Часто это приводит к гибели дерева, так как сок, необходимый для распускания листьев, из него вытекает) - Как можно помочь дереву, если увидите, что из ранки течет сок? (Замазать рану глиной или пластилином)

8. Самостоятельная работа

Определите зависимость между написанными на полосках бумаги словами и составьте небольшой рассказ:

"солнце - проталины - насекомые - скворцы" (Наступила весна. Солнце светит ярче. Появились проталины. Просыпаются насекомые и греются на солнышке. Прилетели скворцы)

Выписать в тетрадь, какие из данных явлений в живой и неживой природе соответствует апрелю:

Прилетели скворцы (1 апреля) Начало ледохода (18 апреля) Начало сокодвижения (25 апреля)

9. Закрепление знаний

Какие из указанных пословиц соответствуют апрелю? Объясните их смысл.

Доска: "Не ломай печи, еще апрель на дворе". "Солнце с апрельской горки в лето катится". "Апрель ленивого не любит, проворного приголубит".

Натуралисты делят весну на 3 периода: ранняя, средняя и поздняя весна. Те явления, о которых шла сейчас речь, относятся к периоду ранней весны. Она длится до схода снега на полях. И уже в мае, когда на деревьях появляются зеленые листочки, начинается средняя весна. В Томске это происходит примерно 17 мая. Средняя весна длится до начала цветения черемухи. В народе май называют месяцем расцвета земли. Большинство растений трогается в рост, у многих зверей появляются детеныши. И, наконец, поздняя весна, которую называют периодом предлетья , наступает, когда зацветает черемуха (26 мая), а за ней сирень. Недаром в народе говорят: "Май леса наряжает, лето в гости собирает". Период поздней весны заканчивается, когда отцветает сирень.

10. Заключение

- Итак, сегодня на уроке мы говорили о 3-х периодах весны, о сезонных изменениях, которые характеризуют каждый из периодов.

- Как вы думаете, могут ли сезонные изменения поменяться местами? Почему? (Все в природе взаимосвязано, нельзя разрушить эту цепочку или убрать из нее какое-либо звено).

Б. Заходер На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит А под елкой снег лежит. (ранняя весна)

С. Есенин Черемуха душистая, Развесившись стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. (поздняя весна)

Я. Колас В лесу, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. (ранняя весна)

Н. Некрасов Как молоком облитые, Стоят сады вишневые. (поздняя весна)

Г. Глушнев Папа в поле - Сев идет. А у мамы сто забот: Посадить картошку надо, Сделать грядки под рассаду. (поздняя весна)

Г. Ладонщиков Возвращаются скворцы - Наши старые жильцы. Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. (ранняя весна) Белка была серенькой, Стала - рыженькой.

III . Итог урока

Сколько периодов у весны? Ранняя (с 23 марта до схода снега на полях) Средняя (с 17 мая до 26 мая) Поздняя (с 26 мая до отцветения сирени). - Какой период весны самый холодный? - Когда появляются первые раннецветущие растения? - Когда все деревья покрываются листвой? - За что вы любите весну?

Выбрать из списка для каждого периода подходящее название: весна ручьев зеленая весна предлетье Вы написали в тетрадях календарь весны.

IV . Домашнее задание

Продолжать наблюдать за природой и записывать явления, которые вы наблюдали.

Дополнительный материал к уроку

Весенние приметы

1. Апрель с водой, май с травой.

2. Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

3. Дружная весна - жди большой воды.

4. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.

5. Снег скоро тает - к мокрому лету.

6. Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло.

7. Если весной долго не линяют зайцы - жди продолжения холодов.

8. Коли ранняя белка голубая, весна ранняя будет.

9. Верба распутицу ведет, гонит с речки последний лед.

10. Если грачи прямо на гнезда летят, весна будет теплой.

11. Яркие звезды - к холоду.

12. Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет.

13. Весной береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое; ольха опередит березу - мокрое.

14. Май сырой - будет в колоске зерно.

15. Коли в мае дождь - будет и рожь.

16. Снег быстро тает - к мокрому лету.

17. Из березы течет много сока - к ненастью.

18. Закрылись цветки у одуванчика - к ненастью.

19. Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

20. Вечером теплее, чем утром - к ненастью.

Очень часто довольно долгое время дети не понимают разницу между временами года. Это нормальный физиологический процесс. Всё дело в том, что до 7 лет у детей преобладает наглядный способ мышления. Поэтому познакомить малыша со временами года можно только на примерах и приложив к этому немного усилий.

Наблюдения за погодой

Наблюдения за меняющейся весной погодой можно разделить на определённые признаки к ним можно отнести:

  • Оттаивание снега. Весной становится теплее, и снег тает, становится бугристым и грязным. Появляется плотный слой наледи на сугробах, который делает снег твёрдым.
  • Весенняя капель. По дорогам текут ручьи из-за того, что снег тает. По крышам барабанит дождь, исчезли сосульки. Улицы перестают быть скользкими, на дорогах видны кусочки асфальта.
  • Цвет неба. Небо приобретает голубоватый цвет, на нём появляются красивые жёлтые облака.
  • Деревья и растения. Появляются первые цветы, на деревьях набухают почки. Из земли выходит первая молодая трава и первоцветы. К середине весны на деревьях появляется зелень, и деревья цветут.
  • Животные и птицы. Птицы начинают свои трели ранним утром и не замолкают в течение дня. Кормушки, развешенные зимой, пустеют, потому как для птиц корма становится достаточно.
  • Насекомые. Просыпаются первые насекомые, мухи, пчёлы и комары. Их ещё немного, но на первоцветах можно увидеть работающую пчелу.
  • Погода. Погода весной переменчива, возможен и дождь, и снег, но общая температура гораздо выше. Солнце появляется чаще и от этого становится теплее. Природа просыпается от зимней спячки и наполняется шумом от различных звуков.

Признаки весны для детей в домашних условиях

Объяснив, а главное, показав на доступных примерах детям признаки весны в начальном её этапе, можно провести некоторые эксперименты в домашних условиях. Малышам будет интересно проводить некоторые опыты, для которых понадобятся:

  • Семена растений. Положив на влажную ветошь семена растений, через 2-3 дня малыш может увидеть прорастание первых ростков, что является характерным признаком весны для детей. Далее высадив эти семена в грунт, можно провести наблюдение за первыми всходами.
  • Сломанная веточка. Сломав маленькую веточку с плодового дерева и поставив её дома в воду на подоконнике, к середине марта получится красивое цветущее деревце.
  • Домашний лук. Высадив в грунт маленькие луковички в землю, поставим горшочек в тёплое светлое место. Аккуратно поливая и взрыхляя землю вокруг лука, через пару недель получим молодой зелёный лук для салата или супа.

Признаков весны для детей у природы много, нужно только внимательно их рассмотреть и объяснить детям, что именно эти признаки характерны для весны. В другие времена года появляются другие признаки, потому как каждое время года идёт своим чередом. Если правильно показать признаки каждого из них, дети научатся правильно ориентироваться в видах погодных условий, правильно подбирать одежду для выхода на улицу, приобщаться к природе, будут любить и заботиться о ней.

Цель: расширение и обобщение знаний детей о весне как времени года, об изменениях в природе.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Расширять представления детей о признаках весны, путем рассматривания картин. Активизировать словарь детей словами: оттепель, капель, проталина, скворечник, безоблачный, пригревать, журчать, звенеть.
  • Сформировать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с прилагательными. Составлять предложения с предлогами, совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Совершенствовать знания о цветах, упражнять в отгадывании загадок.
  • Познакомить детей с новым оборудованием: «игровым парашютом» .

2. Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, зрительное внимание, наблюдательность;
  • Развивать тактильное восприятие, зрительную и слуховую память, музыкально-эстетическое восприятие.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, развивать инициативность на занятиях, самостоятельность, доброжелательность.
  • Материалы и оборудование: игровой парашют в коробке, картинки «признаки весны» , искусственные ветви растений для украшения группы, плакат «Времена года» , бумажный кораблик.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас в этот чудесный день!

Хотела я вас спросить, ребята: знаете ли вы названия времен года?

Какое твое любимое время года?.. А что бывает за весной? После лета?

Загадаю я вам загадку про одно из времен года:

Я превращаю почки в зеленые листочки,
Побеги поливаю, деревья распускаю,
Движения полна, зовут меня… (весна)
А почему именно про весну я загадала загадку?

Только посмотрите за окошко, мы там видим снег. На весну совсем не похоже. Все потому, ребята, что мы с вами живем на севере. А мне бы так хотелось показать вам настоящую весну. Хотите вместе со мной отправиться в путешествие?

А отправимся мы туда на необычном транспорте. На нем всем хватит места, а прячется он в этой коробочке. (трогаем через дырочки. Определяем на ощупь какой транспорт, смотрим какого цвета, открываем коробку) .

Это-парашют. Именно на нем мы отправимся в волшебный лес. К какому виду транспорта относится парашют? (воздушный) А значит, мы на нем полетим. Но поднимется парашют только если мы будем соблюдать правила. Во-первых, надо крепко держаться за ручки, чтобы не упасть. Во-вторых, нельзя залезать под парашют, чтобы не запутаться.

А чтобы парашют полетел, мы его напомним воздухом.

(Под счет одновременно поднимаем парашют.) Наш парашют наполнился воздухом и поднялся вверх. Теперь он готов отправится по нашему маршруту, осталось только дать ему направление. Мы отпускаем правую ручку, держимся левой и за мной, по кругу отправляемся в полет.

Мы летим над городом Кировском, над рекой Невой и вот, мы уже над волшебным лесом. Мы приземляемся.

Закройте глазки и послушайте. (звучит «Звуки природы-весенний лес» )

Что вы слышите? (пение птиц)

Мы с вами оказались на весенней полянке. (Продолжаем держать парашют)

Здесь так красиво, так зелено, растут красивые цветы, возможно там за деревьями прячутся добрые звери… Только немного душно, не хватает легкого ветерка. А сделать его можно с помощью нашего парашюта и ваших правильных ответов. Мы будем по очереди рассказывать о весне, чем она от других времен года отличается. А помогут нам эти картинки (указываю на доску с картинками-признаками весны) . Кто правильно назвал, сможет сделать легкий ветерок. Я начну:

Весной снег начинает таять, появляются проталины. (делаю взмах парашютом)

(Дети продолжают рассказ о весне, каждый называет признак, стараясь не повторяться и делают взмахи парашютом) .

Вы много и интересно рассказывали, может быть даже немного устали, давайте присядем на полянке. (Садимся вокруг парашюта)

А пока вы отдыхаете, хочу спросить, помните ли вы, что каждое время года делится на три месяца? И весна тоже состоит з трех месяцев. Кто знает, как называется первый месяц весны? А второй весенний месяц? Третий?

Хотите еще поиграть с парашютом? Он ведь волшебный и умеет превращаться, например сейчас он превращается в весенние ворота. Давайте вместе поднимем парашют на вытянутых ручках вверх, - вот и ворота. Опускаем, и ворота закрываются. Сейчас мы поиграем в загадки, проверим, как вы запомнили названия весенних месяцев. А тот, кто загадку отгадаем, для того мы и откроем воротики, поднимем парашют и дадим пробежать под ним.

Яростно река ревет и раскалывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель, месяц наступил… (апрель)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (май)

Солнышко все ярче светит.
Снег темнеет, мякнет, тает.
Воробей погоде рад!
Наступает месяц… (март)

Хорошо мы с вам поиграли на солнечной полянке, но к нам приближается темная туча, и…

Вдруг как из решета
Кап-кап-капает вода.
Рады ей цветы и птички!
Что же это за водичка?

Еще один из признаков весны то, что погода меняется, ну просто стремительно! Только было солнце, и уже дождик.

А что помогает людям прятаться от дождя?

А как вы думаете, волшебный парашют может стать зонтиком для всех нас? Для этого мы его поднимем и как только грянет гром, спрячемся. («Звуки природы-шум дождя» )

Дождь покапал и прошел, и снова ясная погода. Можно выбираться из-под зонтика. А на небе появилось прекрасное, разноцветное явления природы. Какое? (Радуга)

А что у нас похоже на радугу? (Парашют)

Давайте аккуратно положим его на пол. Расправим его, рассмотрим. Посмотрите, какой он разноцветный. Мне достался… цвет. А у тебя какой? (опрашиваем детей)

А какие из этих цветов вы назвали бы весенними? Почему?

А пока мы с вами говорили о цветах весны, капельки дождя, упавшие на землю. Собрались вместе и превратились в ручейки. Лес у нас волшебный и ручейки волшебные разноцветные. И по этим ручейкам, да в озеро, а из озера в реку, а из речки, да на берег, к детскому саду обратно мы поплывем с вами на этом кораблике (достаем и ставим рядом с собой крупный бумажный кораблик) . Этот кораблик мы будем передавать друг-другу и рассказывать ему, где мы были сегодня, что видели, что понравилось.

Кораблик плывет к … (Дети, сидя вокруг парашюта катают кораблик по «ручейкам, передавая его друг-другу и делясь впечатлениями)

Кораблик, наполненный знаниями о весне, останется у нас и поплывет с нами дальше по морю знаний. Благодарю вас за занятие.

Времена года для детей: весна

Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с малышами откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей! А также станем экспериментаторами и творцами, поиграем с весенними словами и посмотрим познавательное видео. А еще — превратимся в разведчиков весны и ее помощников!


Детям о временах года: весна

Игра «Разведчики весны»

Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.

Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.

Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».

Что могут увидеть наши «разведчики весны» в этой игре, или весенние наблюдения с детьми в природе.

  • Солнце: а)Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
  • Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
  • Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
  • Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
  • Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
  • Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
  • Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
  • Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
  • Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
  • Насекомые проснулись весной.
  • К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
  • Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!


  • Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье. На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!


Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.

Как приходит к нам весна?

Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес.

Именно такая борьба весны и зимы происходит в марте, когда погода очень переменчива и то похожа на весеннюю, а то на зимнюю. Сейчас пишу эти строчки, а за окном вьюга и снежно, хотя еще неделю назад журчали ручьи, и казалось, что зима уже не вернется! Малыши в подобных ситуациях часто путаются и не понимают, какое же идет время года. Сказка и стихотворение о борьбе зимы с весной поможет уточнить представление детей о том, что смена времен года происходит не сразу, а постепенно.

Весна: простые весенние эксперименты и логические задачки для детей

  • С 3 лет. Почему тает снег? Положите снег или лед в формочку и поставьте формочку на солнце. Снег превратится в воду. Спросите малыша, почему так случилось? Можно попробовать занести формочку со снегом в комнату – снег также растает. Почему же тает снег? Когда он тает?
  • С 4 лет. Где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Возьмите две формочки и положите в них снег или лед. Одну формочку поставьте на солнышко, а вторую спрячьте в тень у забора или у дома. Где лед/снег быстрее растает? Почему? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее растает снег – в лесу, где много деревьев или на лужайке? (На лужайке солнечно, поэтому там снег растает быстрее. В лесу много тени от деревьев, и поэтому снег в лесу тает медленнее)
  • С 4 лет. Где быстрее наступит весна? Возьмите формочку и налейте в нее воду. Заморозьте воду в морозильнике или на улице, если еще холодно. Другую такую же формочку (вместо формочек можно использовать стаканчики из-под йогурта или сметаны) наполните снегом. Занесите домой обе формочки – с льдом и со снегом. Поставьте их рядом на стол и наблюдайте, что растает раньше – лед или снег? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее наступит весна – на полянке или на реке? (Правильный ответ – весна быстрее наступит на полянке, так как снег тает быстрее чем лед)
  • С 4 лет. Где будут первые проталины? Возьмите пустые стаканчики из-под йогурта или из-под сметаны и заполните их снегом. Очень важно: часть стаканчиков должна быть темной, а часть стаканчиков — белой! Поставьте стаканчики на солнце рядом друг с другом и пронаблюдайте, в каких стаканчиках снег растает быстрее (в темных). Загадайте малышу загадку – возле какого дерева появятся первые проталины – возле березы или возле рябины? Рассмотрите кору березы – она белая. А ствол рябины темный. Вспомните про наш эксперимент со стаканчиками. Возле какого дерева снег быстрее растает? (возле дерева с темным стволом). Получается, что возле деревьев с темным стволом теплее!
  • С 4 лет. Что плывет, а что тонет? Когда по земле побегут ручейки, бросайте в воду камешки, щепки, палочки, листочки и наблюдайте, какие предметы поплывут в ручейке, а какие утонут. Почему так получается? Какие предметы тонут, а какие плывут в воде? (так малыши познают такое свойство предметов как «легкий – тяжелый»).
  • С 3 лет. Когда появляются листочки? Возьмите на улице ветки тополя и дома поставьте в банки с водой. Воду меняйте каждые 3-4 дня.Через некоторое время появятся листочки. Спросите, почему дома на ветках уже появились листья, а на улице еще нет? Пусть малыш догадается, что для распускания листочков нужно тепло.
  • С 4 лет. Где больше сосулек? Прогуляйтесь с малышом вокруг дома и пронаблюдайте, одинаковое ли количество сосулек на крыше дома? Нет, где-то их больше, а где-то меньше. Почему так бывает? Почему сосульки падают с крыши днем? Оказывается, солнышко днем греет, поэтому на солнечной стороне дома сосульки блестят на солнце и тают, падают вниз на землю, капают. Подставьте ведерко под капающие капли воды и посмотрите, сколько воды в него наберется. Скажите малышу, что талой водой можно поливать растения – они очень любят такую воду.
  • С 5 лет. Весенний снег. Спросите малыша, какой снег убирать труднее – рыхлый или снег спресовавшийся с дорожек? Попробуйте убрать снег лопаткой, чтобы проверить предположение и сделать вывод. Понаблюдайте с ребенком, где снег быстрее тает – в сугробе, или там где его раскололи на кусочки? На солнце или в тени?
  • С 5 лет. Когда бывает капель? Понаблюдайте с ребенком, когда капельки воды капают с сосулек на крышах домов – днем или ночью? Для этого послушайте капель утром, днем, вечером. Вы увидите, что поздним вечером, как правило, капель прекращается. Почему? Становится холодно, и капельки воды застывают прямо на сосульке. От этого она становится толще.

А теперь давайте поиграем с весенними словами.

Речевые упражнения и игры с детьми по теме «Весна»

1.Грамматические загадки о весне

Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.

  • О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
  • О чем говорят «весенний»? (весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
  • А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)
    Догадайся, что я загадала:
  • Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).
  • Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
  • Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
  • Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

Лексическая игра «Помощники весны»

Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Примерный словарь для игры:

Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.

Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.

Примерный словарь для игры.

Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.

Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.

Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.

Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.

Лексическое упражнение «Скажи наоборот»

Предлжите малышу сказать наоборот:

  • Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
  • Весна ранняя – весна …? (поздняя)
  • Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
  • Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
  • Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
  • Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
  • Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

А теперь давайте отдохнем! Физкульминутки и разминки о весне!

Выберите из этих пауз-физкультминуток о весне те, которые Вам больше понравятся и принесут радость Вашему ребенку! И поиграйте с малышом, подвигайтесь под эти ритмичные стишки!

К сожалению, я не знаю авторов многих из этих строчек. Если Вы знаете – подскажите мне, пожалуйста, в комментариях к статье. Ведь для автора всегда очень важно, что его знают и помнят и ему благодарны за его творчество. Тогда я впишу фамилии авторов в текст.

Физкультминутка 1. Мишка

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)

Физкультминутка 2. Игра на лужайке

На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы - ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два - вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре - быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!

Физкультминутка 3. Воробей. Слова народные

Как поиграть в эту интереснейшую народную игру для детей и как ее использовать для физкультминутки или веселой зарядки подробно описано в статье . Там же Вы найдете слова к игре и музыкальную аудиозапись.

Что может увидеть воробей и что будут движением показывать дети? Как бежит ручей, как растаял снег, как летит скворец, как поет капель, как идет весна, как сажают лён и многое другое, что Вы придумаете в совместном творчестве с детьми.

Физкультминутка 4. Не идет ли к нам весна? Слова – П. Заднипру

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней,за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Физкультминутка 5. Шаловливые сосульки. Слова – Ю. Клюшников

Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).

Физкульминутка 6. Солнечные зайчики

Возьмите маленькое зеркало и начните пускать солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.

«Лови зайчика!» – по этой команде малыш пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать зайчика, то ребенок становится ведущим.

Для этой подвижной разминки подходит и другое стихотворение.

Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Времена года: весна в картинках с заданиями для детей

Вот мы и познакомились с весной. А теперь – задание посложнее. Это задание по картинкам. В большом размере для показа детям все картинки из этой статьи вы можете скачать или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел фотографии, альбом «Весна»).


Попросите ребенка внимательно рассмотреть 4 картинки и найти на них весну. Попросите его доказать Вам, что это действительно весна. Можете сделать преднамеренную ошибку и показать малышу неправильную картинку. Пусть он докажет, что Вы не правы, а Вы похвалите его за внимательность! Дети очень любят исправлять взрослых, так давайте же дадим им возможность почувствовать себя знающими и компетентными!

Попросите назвать и найти на картинке время года, которое идет до весны? Наступит после весны?

А теперь предложите ребенку рассмотреть еще одну картинку и найти на ней признаки весны.


Весна: загадки для детей.

Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!

Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.

Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.

Светает рано по утрам.
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)

Загадка 2.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).

А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)

Загадка 3.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна)!

О каких приметах весны говорится в загадке?

Загадка 4.

Она пришла с лаской
И со своей сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет! (Весна).

Как ты догадался, что это весна?

Загадка 5.

Под крышей гвоздь висит.
Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).

Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?

Загадка 6.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).

Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.

Загадка 7.

Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Издалека по песенке
Узнаете меня! (Ручеек)

Загадка 8.

Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)
Загадка 9.

Белый, по реке идет,
А не теплоход.

Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)

Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)

А теперь давайте снова отдохнем и поиграем с пальчиками

Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне

Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Пальчиковая гимнастика 2. Капель

Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)

Весна: приметы о весне. Давайте проверим 🙂

  • Дружная весна – жди большой воды.
  • Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
  • Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.
  • До первой грозы лягушки не квакают.
  • Май холодный – год хлеборобный.
  • Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
  • Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.

Пословицы о весне

Почему так говорят?

  • Весенний день год кормит.(Весной люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)
  • Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!
  • Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
  • Кто спит весной, тот плачет зимой.
  • Март с водой, апрель с травой.
  • Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).
  • Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)
  • Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Времена года — познавательный видеофильм для детей «Весна»

А в заключении статьи я хочу представить Вам замечательный ролик для детей о весне. В этом интересном и добром ролике дети познакомятся с природой весной и увидят тех птичек, которые прилетают в наши парки и леса весной.

Вот и закончился наш разговор о таком замечетальном времени года — о весне ! Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!

Еще о весне материалы для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Речевые игры и интересные задания по теме «Времена года. Весна» для детей 3-4 лет Вы найдете в статье

Фатима Дышекова
Конспект занятия «Весна. Признаки весны»

весна . признаки весны .

Реализация содержания программы в образовательных областях :"познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, позновательно исследовательская, музыкальная, изобразительная.

Цели :учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной , передавать характерные изменения в природе; воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование : картинки с изображением снеговика, ранней весны , грибов,бумажного кораблика,сосулек,птиц в гнезде,подснежников.

1. Беседа о признаках весны .

2. Сравнение весенних и зимних признаков .

3. Рассказ воспитателя о весне

5. Слушание песни "Зима прошла" (муз. Н. Метлова,сл. М. Клоковой) .

6. Рисование

7. Рефлексия

1. Ребята,зима закончилась. Назовите пожалуйста зимние месяцы (Декабрь, январь,февраль) .Зима какая была (Холодная,снежная,морозная) .Какое время года наступило после зимы (Весна ) . Какой сейчас месяц (Март) . Какие ещё весенние месяцы вы знаете (Апрель,май) . Какое небо весной ? (Голубое,ясное,высокое,чистое,безоблачное.) А солнце какое? (Весеннее,тёплое,яркое.) Ветер какой? (Свежий,весенний,тёплый.) Снег какой ранней весной ? (Тёмный,грязный,рыхлый.) Что происходит со снегом весной ? (Тает,темнеет,оседает.) Что происходит с солнцем? (Ярко светит,пригревает,ласкает.) Что происходит с деревьями? (У них набухают почки.) Кто прилетает из тёплых краев? (Птицы : ласточки,грачи, журавли,скворцы.) Что происходит со льдом на реках? (Тает,трескается.) А самый первый весенний цветок какой (Подснежник) .

2. Ребята, а сейчас я начну говорить предложения с зимними признаками , а вы должны закончить это предложение с весенними признаками .

1) Зимой небо пасмурное, а весной . (ясное) .

2)Зимой солнце стоит низко, а весной . (высоко) .

3)Зимой воздух холодный, а весной . (тёплый) .

4)Зимой дни короткие, а весной . (длинные) .

3. А теперь мы составим рассказ про весну по картинкам (Картинки относящиеся к весне вешаются на доску )

Наступила долгожданная весна . Небо весной голубое ,ясное. Солнце светит ярче,греет сильнее. Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится грязным и рыхлым. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Появляются первые весенние цветочки. Из дальних стран прилетают перелётные птицы. Люди стали по весеннему легко одеваться. Дети рады весне . Они пускают кораблики, катаются на самокатах и роликовых коньках. Весной люди сажают растения в садах и огородах.

Дети после прослушивания рассказа могут пересказать то, что запомнили.

4. Ребята,а давайте найдем картинки которые относятся к весне (На доску вешаются картинки относящиеся к разным временам года) и мы соберем из пазлов картину "Весна на опушке леса "

Молодцы ребята,все отлично справились с этим заданием. Но как вы уже сказали,весна - ласковая ,теплая и хочет чтобы и мы обращались с окружающей природой с теплотой в душе и ласково. Скажите пожалуйста эти слова ласково :

ветер-(ветерок, солнце-(солнышко, луч-(лучик, ручей-(ручеёк, ветка-(веточка,

цветок-(цветочек, лист-(листик,

5. Ребята,а что кроме снега еще тают весной (Сосульки и льдинки) .

Что весной делают для птиц (Скворечники) .

Что дети пускают весной на речках (Кораблики) .

Вот и я приготовила все это,только надо бы их посчитать. Давайте все вместе посчитаем. (Все предметы по 5 штук. Скворечники из картона,кораблики из бумаги,

сосульки и льдинки можно сделать цветными,они герляндой висят на толстой нитке)

1 сосулька, 2 сосульки,., ., .

1 скворечник, 2 скворечника,. ,. ,.

1 льдинка, 2 льдинки,. ,. ,.

1 кораблик, 2 кораблика,. ,. ,.

6. Послушайте,послушайте кто-то поет. (Дети слушают песню "Песенка о весне "муз. Г. Фрид, сл. Н. Френкель) .Ребята о чем в песне поется?Да, о весне ,о подснежнике.

Давайте мы нарисуем каждый свою весну , а потом украсим вашими рисунками нашу группу.

Что мы можем нарисовать чтобы у нас получилась весенняя картина (Синее небо, солнышко, дерево с почечками, травку, птичек, цветочки,детей).

(Дети садятся и рисуют опираясь на иллюстрации с изображением ранней весны ).

7.-Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности по теме: «Основные признаки весны». Алещенко Ольга. Конспект.

Задачи: Уточнить и обобщить признаки весны. Активизировать и расширить словарный запас по данной теме. Получать положительные эмоции от.

Конспект квест-игры по ФЦКМ «Признаки весны» (старшая группа) Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа) Составила: Кормителева Лорэна Эдуардовна. Цель: Развитие.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Весна. Признаки весны» Тема: «Весна. Признаки весны» Цели: Коррекционно – образовательные: Учить называть признаки времен года; Учить образовывать относительные.

Конспект НОД «Признаки весны» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Признаки весны» Цели: познакомить с новым стихотворением, учить называть признаки.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Весна. Какие краски у весны» Познавательное развитие (ФЦКМ) 1-ая младшая группа Тема: «Весна. Какие краски у весны.» Программное содержание: дать детям представление.