Информационные центры и библиотеки: общее и особенное. Современные методы и технологии информационно-аналитического обеспечения деятельности организаций бизнес-сферы Библиотеки как центры информационно аналитической деятельности


1. Общие положения……………………………………………………. 3

1.1. Определение……………………………………………………….… 3

1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр)…………………... 3

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы (бакалавриата) …………………………………………………………………. 4

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения ООП 5

– организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формированию информационной культуры;

– участие в разработке локальной нормативной и организационно-управленческой документации;

Проектная деятельность:

– участие в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;

– участие в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей;

– участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем;

Научно-исследовательская и методическая деятельность :

– участие в исследованиях по проблемам формирования, использования и оценки качества информационных ресурсов;

– изучение потребителей информации и их информационных потребностей;

– участие в комплексных и локальных научных исследованиях, экспериментах, мониторинге;

– методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности, выявление и оценка инновационного опыта, оказание консалтинговых услуг;

– изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки;

Информационно-аналитическая деятельность:

– аналитико-синтетическая переработка информации;

– информационная диагностика предметной области и информационное моделирование;

– создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;

– использование методов и процедур информационного анализа текстов;

– информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности;

Психолого-педагогическая деятельность:

– применение педагогической теории и методики для решения информационно-образовательных задач в библиотеках;

– участие в процессах социализации личности;

– использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;

– реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей;

– участие в реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики;

– участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;

– создание благоприятной культурно-досуговой среды;

– стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере.

3. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП.

3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), приведенными в Таблице 2:

Таблица 2

Общекультурные компетенции

по направлению подготовки

Наименование компетенции

Код компетенции

Имеет культуру мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Теория и методика социальной работы

Социология социальной работы

Теория и методика инклюзивного образования

Методика самостоятельной работы студента

Правоведение

Введение в специальность

Информационная безопасность

Компетенции

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

По выбору

Информатика

Социальные коммуникации

Информационные сети и системы

Информационные технологии

Концепции современного естествознания

Информационная культура

Социальная экология

Компетенции

Профессиональный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

Теория и история литературы

Документоведение

Библиотековедение

Библиотечный фонд

Библиотечно-информационное обслуживание

Библиографоведение

Справочно-поисковый аппарат библиотеки

Аналитико-синтетическая переработка информации

Отраслевые информационные ресурсы

Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности

Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий

Безопасность жизнедеятельности

Управление знаниями в информационно-библиотечной сфере

Библиографическая деятельность библиотеки

Информационные и библиотечные ресурсы

Аналитические технологии

Анализ текста

Интеллектуальные информационные системы

Информационное и библиотечное право

Компетенции

Профессиональный цикл (продолжение)

Факультативы

Физическая культура

Практика

По выбору

Технология работы в сети Интернет

Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии

Библиотечная профессиология

Профессиональный тезаурус библиотековеда

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии

Электронные библиотеки

Библиотечные ресурсы сети Интернет

Библиосоциология

Библиометрия

Информационно-аналитические продукты и услуги

Информационные ресурсы РФ

Дизайн библиотеки

Библиотечно-информационное обеспечение образовательной деятельности в средней школе

Компьютерные технологии в библиотечном делопроизводстве

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» с профилем подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПП регламентируется учебным планом с учетом его профиля, рабочими программам учебных дисциплин, материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1 Календарный учебный график (см. приложение 1).

4.2 Учебный план (см. приложение 2).

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин (см. приложение 3).

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся (см. приложение 4).

5. Ресурсное обеспечение ООП.

Реализация основной образовательной программы по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность» (бакалавр) в соответствии с п.7 ФГОС обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью .

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, в том числе по профессиональному циклу, составляет 72%, ученую степень доктора наук – 23% от общего состава ППС.

К образовательному процессу привлечено 10 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

РГСУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Необходимый для реализации ООП бакалавриата 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность» перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в Интернет), компьютерные классы для проведения лабораторных занятий, помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет). При использовании электронных изданий РГСУ обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет составляет не менее 200 часов в год на одного студента.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

В РГСУ действует разветвленная система студенческого самоуправления, которая охватывает все стороны студенческой жизни. Деятельность органов студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с утвержденным Положением. В систему студенческого самоуправления РГСУ входят Студенческие советы факультетов, которые формируется из числа старост, лидеров и профоргов курсов и учебных групп. Студенческие советы общежитий формируются на основе старост общежитий.

Студенческий совет – Сенат РГСУ – наделен широкими полномочиями и реальными возможностями в управлении студенческой жизнью в Университете. Представители Студенческого совета РГСУ принимают активное участие в городских молодёжных проектах и в работе Студенческого Правительства дублёров г. Москвы, советов по молодёжной политике ряда административных округов города. Регулярно проводятся выездные Школы студенческого актива, Школы старост. В числе студенческих инициатив особо выделяются мероприятия под названием «социальное служение». На факультетах действуют социальные отряды, деятельность которых широко освещалась в прессе. Реализовываются такие волонтерские проекты, как «Подари ребенку чудо», «Добро рождает добро», «Мы с тобой одной крови», Всероссийская неделя добра. Особо следует отметить функционирование Студенческой социальной службы «Доброе Дело». Его работа напрямую связывается с популяризацией социального служения, социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни студентов РГСУ; пропагандой социального патронажа людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; консолидацией сил и потенциала студенческой молодежи на добровольческую социальную помощь нуждающимся слоям населения. Работа Службы дала необходимый толчок для пропаганды и развития волонтерства.

В Университете сформирована разветвленная сеть многочисленных студенческих клубов, секций, творческих объединений и коллективов, которые принимают активное участие в фестивалях, смотрах и конкурсах как на внутривузовском, так и на городском, республиканском и международном уровнях. Следует отметить деятельность академического хора РГСУ, танцевального центра, студенческих театров, фольклорного ансамбля, клубов «Парламентские дебаты», «Интеллектуальные игры» и «КВН». Студенты университета неоднократно становились лауреатами различных конкурсов: «Фестос», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и др. Достижения студентов отмечены дипломами Московского студенческого центра по различным номинациям.

Среди студенческих объединений следует отметить работу Студенческой академии социальных наук, которая наряду с университетскими мероприятиями ежегодно проводит Всероссийскую неделю студенческой науки и Всероссийский Фестиваль науки студентов и молодых учёных. Студенты имеют высшие награды выставок Научно-технического творчества молодежи. Сборная команда РГСУ по интеллектуальным играм является чемпионом Москвы среди вузов по игре «Что? Где? Когда?». Значимым событием студенческой жизни стали победы студентов-гуманитариев во Всероссийской олимпиаде по математике.

В рамках сотрудничества РГСУ с Русской православной церковью проводятся совместные конференции, форумы, семинары, выставки.

В целях координации и совершенствования воспитательной работы Университетом установлены партнерские отношения с такими организациями как Московский студенческий центр, Московский Межвузовский Студенческий координационный Совет, Гражданская смена, Международная Ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», Московская Лига Чемпионов по парламентским дебатам, Международный центр социально-гуманитарных программ, Фонд поддержки социальных и информационных программ государственных ведомств , Центр Социальной активности «Молодые москвичи», фонд Гражданская инициатива и др.

7.1. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП подготовки бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность» (см. приложение 5).

7.2. Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации (см. приложение 6).

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Подготовка по ООП основывается также на следующих положениях, разработанных в РГСУ: «Об информационно-библиотечном центре Управления информационных и библиотечных ресурсов Российского государственного социального университета», «Об электронной социальной библиотеке».

Актуализация содержания подготовки обуславливается постоянными контактами выпускающей кафедры с потенциальными работодателями, осуществляющими экспертную оценку учебно-методического обеспечения направления.

Качество подготовки по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» с профилем подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» определяется результатами активно развивающейся в РГСУ научно-педагогической школы «Библиотечно-информационная деятельность в социальной сфере», представленной работами академика РАН, профессоров, а также фундаментальными и прикладными результатами исследовательской и инновационно-внедренческой деятельности университета.

Научная школа РГСУ «Библиотечно-информационная деятельность в социальной сфере» опирается на труды профессорско-преподавательского состава РГСУ в области социальной информатики, открытого образования, применения информационных и коммуникационных технологий в образовании, методологии социально-культурной сферы, модернизация библиотеки как социального института, на труды научных школ, и других специалистов в области библиотечно-информационных технологий отечественного и зарубежного научного знания. Представители научно-педагогической школы РГСУ принимают активное участие в российских и международных научно-практических семинарах, конференциях, проводимых Российской библиотечной ассоциацией (РБА). Так, например, директор Информационно-библиотечного центра (ИБЦ) РГСУ участвовала в международных семинарах на тему «Перспективы развития библиотек в XXI веке» (апрель 2010 г., Италия; апрель 2009 г., КНР).

ИБЦ РГСУ располагает значимым кадровым и научно-техническим потенциалом и имеет в своей структуре Электронную социальную библиотеку, получившую 27 декабря 2010 года согласно Соглашению о сотрудничестве с Президентской библиотекой им. статус электронного читального зала. ИБЦ РГСУ является членом Ассоциации региональным библиотечных консорциумов (АРБИКОН), участвует в научно-исследовательских проектах и программах развития электронных библиотек, информационно-образовательных проектах, результаты которых используются для развития научной и учебно-методического обеспечения направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

9. Приложения.

Приложение 1 – Календарный учебный график

Приложение 2 – Учебный план

Приложение 3 – Рабочие программы учебных дисциплин

Приложение 4 – Программы практик и организации научно-исследовательской работы обучающихся

Приложение 5 – Итоговая государственная аттестация выпускников

Приложение 6 - Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда, факторы, обуславливающие их трансформацию. Проведения конкурса поставщиков новой литературы. Характеристика издательства "Эксмо" как дистрибьютера книжной продукции.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2012

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Особенности формирования библиотечно-информационной системы. Исследование национально-архитектурных школ в истории Азербайджана и деятельности современных архитектурных школ. Определение роли информационно-библиотечных ресурсов в научных разработках.

    статья , добавлен 31.08.2017

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

Консультации

Некоторые вопросы создания информационных центров на базе муниципальных библиотек

[Консультирует Савранская О.Л., Государственный советник Российской Федерации 1 класса]


А. Задачи органов местного самоуправления по предоставлению населению информационных услуг. В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы власти обеспечивают представление интересов населения и действуют от его имени. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства.
Исходя из этого, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть прозрачна для граждан. Население должно получать информацию о данных органах и должностных лицах, их планах и результатах деятельности как минимум для того, чтобы иметь возможность скорректировать эту деятельность, а также учитывать полученные результаты при формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Граждане заинтересованы и должны получать информацию об использовании имеющихся ресурсов, являющихся собственностью населения соответствующей территории.
В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Кроме того, Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право свободно получать информацию любым законным способом и устанавливается, что права человека и гражданина определяют деятельность органов власти.
Таким образом, на органах государственной власти и органах местного самоуправления лежит обязанность создания условий для получения населением информации. Необходимо отметить, что в данной области компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления не разграничена в полном объеме. Вместе с тем, в большей мере эта обязанность ложится на органы местного самоуправления как наиболее приближенные к населению. Исходя из этого – создание условий для получения населением информации является одной из задач органов местного самоуправления.
Имеется и еще один существенный аспект заинтересованности органов местного самоуправления в своевременном и достаточном информировании населения о деятельности власти. Дело в том, что успех местной реформы, снижение социальной напряженности, эффективное решение вопросов местного значения органами местного самоуправления во многом зависят от поддержки населения; преодоление различного рода трудностей возможно только при опоре на граждан, на общественные движения, которые понимают, осознают необходимость местного самоуправления.
В настоящий момент само существование местного самоуправления в Российской Федерации во многом зависит от отношения граждан к данному институту государства. Для обучения, привлечения граждан требуется создание всеохватывающего информационного поля, необходима активная пропаганда, доходящая до каждого жителя данной территории.

Б. Организационная структура информационного обеспечения населения. Для обеспечения предоставления информации необходимо определить организационную структуру информационного обеспечения, ее функции, компетенцию, права и ответственность, при необходимости разработать программное обеспечение системы информирования населения.
Создание информационных центров для населения возможно несколькими путями. Это могут быть самостоятельные, учрежденные органами местного самоуправления как единственными учредителями или совместно с другими лицами (как юридическими так и физическими) некоммерческие организации. Можно возложить функции по информационному обеспечению на существующие муниципальные учреждения. Можно создать условия для возникновения в данной сфере коммерческих организаций. Могут создать такие информационные центры и сами муниципальные учреждения.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Так, создание независимых коммерческих информационных центров не требует затрат от органов местного самоуправления. Однако, в этом случае потребуются существенные затраты коммерческой структуры на создание и приобретение информации, в результате чего цены на услуги таких организаций будут значительны, а органы местного самоуправления не могут влиять на тарифную политику данных организаций, что может привести к ограничению доступности получения информации для всех граждан. Кроме этого, предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе обнародование нормативных правовых актов, через данные структуры возможно только при заключении гражданско-правового договора между органами местного самоуправления и названной коммерческой структурой на выполнение муниципального заказа, и соответствующей оплатой выполняемых работ за счет средств местного бюджета. Коммерческой организации, в отличии от муниципальных учреждений, не могут быть даны обязательные предписания, задания по выполнению работ, не могут быть снижены затраты на оказание информационных услуг за счет использования муниципальной собственности, информационный ресурс, созданный данной коммерческой организацией, не будет являться муниципальной собственностью. В любой момент данная коммерческая организация может быть по решению ее учредителей ликвидирована, реорганизована, а также может изменить сферу деятельности.
При создании некоммерческой организации органами местного самоуправления совместно с другими учредителями положительным является привлечение дополнительных ресурсов для создания и функционирования данной организации, а также отсутствие ответственности по обязательствам данной организации со стороны учредителей. Вместе с тем, необходимы затраты из местного бюджета или передача в собственность организации муниципального имущества на создание организации, а также расходы на приобретение информационных ресурсов. Так же, как и в предыдущем случае, созданный информационный ресурс не будет являться муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не смогут регулировать цены и тарифы на оказание услуг данной организацией, потребуется заключение договора на предоставление информации населению о деятельности органов местного самоуправления, обнародование информации, оказание информационных услуг органам местного самоуправления.
Создание информационных центров как самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципальными учреждениями ограничено, так как муниципальные учреждения не могут распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, а также вкладывать переданные из бюджета денежные средства в создание организаций. Таким образом, учреждение может быть учредителем новой организации только в том случае, если оно имеет доходы от разрешенной предпринимательской деятельности или имущество, полученное за счет такой деятельности, и вносит его для создания иных организаций, например, фондов, автономных некоммерческих организаций и др.
Исходя из вышеизложенного, основой организационной структуры, предоставляющей информацию населению и оказывающей информационные услуги органам местного самоуправления в муниципальных образованиях должны стать муниципальные библиотеки как общедоступные центры культурной, информационной, просветительской и воспитательной работы. Необходимо отойти от взгляда на библиотеки только как на учреждение культуры. На самом деле кроме прочего библиотеки являются информационно-аналитической службой, и могут стать центрами социальной и деловой информации, образовательными центрами, в том числе предоставляющими услуги по доступу к дистанционным образовательным программам, учебными центрами для тех, кто стремится получить новую квалификацию, для поиска работы.
Публичные библиотеки являются ценными источниками информации, обеспечивают информационную поддержку бизнеса, являются местом, где собраны краеведческие материалы, информация о культурном и историческом наследии данной местности. Библиотека также является культурным центром для местного сообщества.
В условиях развивающихся информационных технологий публичные библиотеки призваны обеспечить равные возможности доступа к информации тем, кто не имеет средств такого доступа.
Федеральный закон «О библиотечном деле» констатирует, что деятельность библиотек гарантирует права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Значимость библиотек для населения подчеркнута тем, что приватизация муниципальных библиотек, включая здания и помещения, в которых они расположены, запрещается.
Федеральным законодательством на органы местного самоуправления возложено обеспечение гарантированного финансирования комплектования и сохранности фондов муниципальных библиотек и реализации прав граждан на библиотечное обслуживание.
Изначально заложенные функции библиотек как информационных и просветительских учреждений как нельзя лучше отвечают сегодня потребностям и населения, и органов местного самоуправления. В большинстве своем библиотеки обладают значительными информационными ресурсами, но не всегда достаточно оснащены необходимой организационной техникой. Вместе с тем затраты по обеспечению необходимым оборудованием библиотек окупятся за счет плодотворности и эффективности совместной работы по обеспечению интересов местного самоуправления, формированию гражданской позиции населения, положительного имиджа власти, привлечению дополнительных ресурсов, расширению сферы платных услуг. Более того, при создании информационных центров на базе библиотек совокупные затраты будут значительно ниже, чем при создании новых информационных структур.
Библиотеки обладают огромными информационными возможностями. В первую очередь это обусловлено тем, что имеется сеть учреждений не только в России, но и по всему миру, обеспечивающая доступность обмена информацией и ее аккумуляцию. В библиотечной системе налажены горизонтальные связи, что позволяет пополнять, обогащать и расширять имеющиеся информационные ресурсы, использовать, распространять и пропагандировать опыт деятельности других муниципальных образований, который может принести плоды и в своем муниципалитете. Наличие вертикальных связей позволяет привлечь через областные и федеральные библиотеки дополнительную информацию, в том числе и зарубежную, востребованность которой в настоящее время растет.
Очень важное значение имеет и то, что в библиотеках работают квалифицированные кадры, способные систематизировать информацию, а это один из залогов успеха информатизации. Муниципальному служащему, выборному должностному лицу местного самоуправления, населению нужна информация, но далеко не всегда они представляют в полном объеме, где ее можно найти, каков полный перечень, как надо организовать ее поиск. Информационные службы в органах местного самоуправления только тогда будут эффективны, когда наряду со специалистами по информационным системам в них будут работать и специалисты в области библиотечного дела. Создание такой специализированной системы наново – дорогостоящее. Вместе с тем, при передаче функций по информационному обеспечению органов местного самоуправления и населения библиотекам (муниципальным учреждениям!) можно получить эффект от оптимизации структур управления. Появляется экономия в средствах, которую можно использовать для содержания и расширения тех же муниципальных библиотек.
Ранее Администрация Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в своем информационном письме от 23.09.97 г. №А4-10002Пк рекомендовали на базе муниципальных библиотек организовать сбор, хранение и предоставление в пользование документов и материалов по вопросам местного самоуправления, сделав библиотеки центрами системы информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях были приняты соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие обязательность передачи в муниципальные библиотеки экземпляров принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления и порядок предоставления этой информации населению, физическим и юридическим лицам. Таким образом реализуется один из принципов местного самоуправления – гласность его деятельности.
Надо заметить, что наряду с официальным опубликованием, для местного самоуправления существует еще понятие «обнародование». Если в крупном городе обнародование без опубликования практически невозможно, то в небольших муниципальных образованиях, на селе, предоставление гражданам возможности свободно ознакомиться с документами – основа для вступления нормативного правового акта в силу.
Наличие и предоставление для ознакомления гражданам актов органов местного самоуправления в муниципальных библиотеках – это одна из форм обнародования, а также гарантия гражданам на получение информации о деятельности органов местного самоуправления. Такой порядок обнародования правовых актов должен быть закреплен в уставе муниципального образования. При этом в уставе определяется орган, ответственный за передачу информации для обнародования, сроки предоставления информации, ответственность за их соблюдение и достоверность информации. В положении о данном органе местного самоуправления устанавливается регламент (порядок) создания, получения, прохождения, передачи, хранения и предоставления информации, ее обновления, форма и необходимые реквизиты, ответственные лица (структурные подразделения).
Библиотеки как муниципальные учреждения осуществляют часть функций органов местного самоуправления в сфере культуры и предоставления информации населению. Они же создают условия для реализации интересов населения в названных сферах, а это в числе прочих – цель создания и деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления существуют не сами для себя, не для того, чтобы выполнить то, что указано сверху. Главная, основная их задача – это обеспечение реализации интересов граждан.

В. Регулирование создания и деятельности информационных центров, права и обязанности учредителя и муниципального учреждения. Муниципальные библиотеки – это муниципальные учреждения, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.
Собственником муниципальных библиотек являются муниципальные образования. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (п.2 ст.125) от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Такими актами являются Устав муниципального образования, положения о соответствующих органах местного самоуправления или регламенты названных органов. Данными актами помимо прочих правомочий собственника определяется и какие органы выступают учредителями муниципальных предприятий и учреждений, кто и каким образом передает данным организациям имущество соответственно в хозяйственное ведение и оперативное управление, контролирует его использование, а также устанавливает цены и тарифы на товары и услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Уполномоченный орган местного самоуправления – учредитель муниципальных учреждений вправе в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определить цели, задачи, направления, условия и порядок деятельности данных учреждений, давать обязательные к исполнению задания, указания учреждениям, в том числе и о выполнении функций информационных центров, назначать их руководителей, утверждать уставы, заслушивать отчеты об их деятельности. Учредитель обязан нести бремя содержания данной собственности, т.е. обеспечивать финансирование муниципальных учреждений, включая средства на развитие деятельности этих учреждений.
Уполномоченный орган местного самоуправления передает учреждению в оперативное управление определенное муниципальное имущество, определяет его назначение, осуществляет контроль за его использованием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В большинстве своем муниципальные библиотеки поступили в собственность муниципальных образований в процессе разграничения объектов собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», а также актами соответствующих Советов народных депутатов вышеназванных территорий и (или) актами Советов народных депутатов районов и городов.
В дальнейшем создание муниципальных библиотек, информационных ресурсов муниципальных образований может происходить путем создания новых объектов собственности, в том числе учреждения муниципальных организаций, приобретения, получения в дар, передачи объектов социального назначения, в частности, ведомственных библиотек, от предприятий и организаций, принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, и другими законными способами, в том числе путем принудительного изъятия для муниципальных нужд в судебном порядке объектов частной собственности.
Как уже отмечалось выше, приватизация муниципальных библиотек, включая здания и помещения, в которых они расположены, запрещена, в связи с чем как сами муниципальные учреждения данного вида, так и их имущество, должны быть включены в реестр муниципального имущества, не подлежащего отчуждению, что является существенной гарантией сохранения принадлежащих библиотекам на праве оперативного управления информационных ресурсов в муниципальной собственности.
Муниципальное учреждение подлежит государственной регистрации и считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» существующие муниципальные учреждения должны до 1 января 2003 года представить в государственную налоговую инспекцию по соответствующей территории – регистрирующий орган следующие сведения:
– полное и, если имеется, сокращенное наименование;
– организационная форма;
– адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
– способ создания юридического лица (создание или реорганизация);
– сведения об учредителях;
– фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, а также паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Муниципальное учреждение действует на основании устава, утвержденного уполномоченным органом местного самоуправления – учредителем. В уставе должны определяться:
– наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (муниципальное учреждение) и характер деятельности юридического лица;
– место его нахождения, т.е. место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;
– порядок управления деятельностью учреждения, в том числе при формировании попечительского или наблюдательного совета, других органов – их полномочия, порядок взаимодействия с органом (органами) управления учреждения;
– предмет и цели деятельности. При создании на базе библиотеки информационного центра для населения и возложении на библиотеки дополнительных функций по информационному обслуживанию граждан и органов местного самоуправления желательно в устав внести данные положения;
– порядок назначения или избрания органов учреждения;
– сведения о филиалах и представительствах;
– источники формирования имущества, в том числе информационных ресурсов;
– порядок внесения изменений в устав учреждения;
– порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения;
– ответственность учреждения и учредителя по обязательствам учреждения;
– порядок взаимодействия с учредителем и другие вопросы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования.
Возглавляет учреждение руководитель, назначаемый органами местного самоуправления в порядке, определенном Уставом или нормативными правовыми актами муниципального образования. Помимо единоличного руководителя могут быть созданы и иные органы (контрольные, совещательные, руководящие), например попечительские или наблюдательные советы. В состав попечительского совета могут входить представители органов местного самоуправления, специалисты в области управления, информатизации, представители средств массовой информации, коммерческих предприятий, работающих в сфере информационных услуг населению и другие лица, заинтересованные в создании и деятельности информационных центров. Создание попечительского совета учреждения может способствовать повышению эффективности деятельности учреждению, привлечению дополнительных финансовых и материальных ресурсов.
Учредитель передает учреждению необходимое имущество, в том числе и информационные ресурсы, на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в том числе имуществом муниципальных библиотек, является «целевым», осуществляется только в соответствии с целями деятельности учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. Право отчуждения, а также распоряжения иным способом таким имуществом у учреждения отсутствует.
В бюджете муниципального образования утверждаются сметы расходов муниципальных учреждений, так как собственник учреждения обеспечивает его финансирование. При этом в случае возложения на библиотеки функций информационного обеспечения органов местного самоуправления, а также населения о деятельности местного самоуправления, финансирование возможно по двум направлениям: культуры и информатизации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальные библиотеки как бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства на оплату труда работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами или по заключенным муниципальным контрактам, в том числе на оплату приобретения информации, организационной техники, оплату услуг по предоставлению доступа к информационным ресурсам, например, к сети Интернет, правовым базам информации (Консультант, Гарант, др.) и других товаров, работ и услуг.
С разрешения собственника муниципальные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах. Учреждения вправе быть участниками и учредителями некоммерческих организаций, в том числе объединяться в ассоциации (союзы). Последнее может играть существенное условие при развитии кооперации, разделения труда, увеличения объема предоставляемой информации. Однако необходимо обратить внимание на то, что при создании коммерческих и некоммерческих организаций учреждение может вносить взносы, вклады только определенным имуществом (средствами). Этими средствами являются, как уже было сказано выше, доходы, полученные от разрешенной учреждению приносящей доходы деятельности, приобретенное за счет этих доходов имущество, а также внебюджетных средств, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Право муниципальной библиотеки заниматься приносящей доходы деятельностью должно быть закреплено в уставе учреждения. При создании в структуре библиотеки информационного центра тарифы на услуги центра утверждаются органами местного самоуправления в порядке, определенном уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Источниками материальных ресурсов и финансирования информационных центров могут быть гранты. В настоящее время многие грантодающие организации, как зарубежные, так и российские, выделяют средства на развитие информационных услуг. Муниципальные библиотеки могут участвовать в конкурсах и получать соответствующие гранты, что будет способствовать развитию информационных центров на базе библиотек.
Средства от приносящей доходы деятельности учитываются на отдельном балансе учреждения, а также в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета. Муниципальная библиотека в соответствии с п.6 ст.161 Бюджетного Кодекса и п.2 ст. 298 Гражданского Кодекса Российской Федерации самостоятельна в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников и от осуществления приносящей доходы деятельности. Вместе с тем, муниципальные учреждения как и иные некоммерческие организации могут направлять средства от предпринимательской деятельности только на уставные цели, т.е. только на решение тех задач, которые определены учредителем при создании учреждения. Таким образом, полученные информационными центрами средства будут направляться на развитие этих центров и расширение сферы информационных услуг.

Г. Организация обеспечения населения информацией в муниципальных образованиях. Для органов местного самоуправления исходя из вышеизложенных задач важно начать систематическую работу по повышению уровня информированности, правовой культуры населения и муниципальных служащих по вопросам местного самоуправления, организации жизнедеятельности муниципального образования, участия населения в осуществлении местного самоуправления. С этой целью необходимо организовать сбор, хранение и предоставление в пользование документов и материалов по вопросам государственного устройства и местного самоуправления, сделав библиотеки центрами системы информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления.
Правовой основой такой работы могут быть принятые в муниципальном образовании программы развития информационного обеспечения, или, как минимум, нормативный правовой акт (акты) об организации информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления (регламент информационного обеспечения).
Целями развития информационного обеспечения являются:
– обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации;
– обеспечение прозрачности деятельности власти, в том числе использования ресурсов;
– повышение уровня информированности и правовой культуры населения и муниципальных служащих;
– обеспечение участия населения в осуществлении местного самоуправления;
– сохранение, использование и развитие исторических и культурных традиций;
– распространение положительного опыта;
– активизация социальной активности граждан;
– информационная поддержка процессов демократизации общества, построения правового государства, экономических и социальных преобразований, повышения профессионализма управления;
– повышение образовательного уровня населения, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.
Для достижения поставленных целей требуется решение следующих задач:
– создание публичных центров информации на базе общедоступных библиотек;
– осуществление нормативного правового регулирования в сфере информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления;
– проведение анализа системы формирования, сохранения и использования муниципальных информационных ресурсов, полноты и достоверности информации;
– проведение инвентаризации информационных ресурсов и средств для их хранения, обработки, передачи;
– формирование, сохранение и развитие муниципальных информационных ресурсов;
– проведение анализа информационных потребностей населения;
– развитие системы информационных услуг;
– создание условий для доступа к информационным базам данных;
– организация систематизации информационных ресурсов и создание справочно – библиографического аппарата;
– развитие информационных технологий получения, хранения, предоставления информации – баз данных, прикладных программы названных задач, форматы входных и выходных данных;
– определение информационных составляющих, которые доводятся до сведения населения в обязательном порядке; предоставляемых в обязательном порядке по запросу жителей; не подлежащих предоставлению населению;
– организация передачи необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления в информационные центры;
– создание условий для обеспечения «обратной» связи населения с органами местного самоуправления;
– создание условий для привлечения дополнительных и экономии имеющихся ресурсов, обеспечивающих деятельность информационных центров;
– организация подготовки кадров в сфере информационного обеспечения населения;
– урегулирование процессов информационного обмена между органами местного самоуправления, информационными центрами и населением;
– организация действенного контроля за деятельностью системы предоставления информации.
В обязательном порядке до сведения граждан должна доводиться следующая информация:
I. Информация о правах, свободах и обязанностях гражданина.
1. Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Конституции (Уставы) и законы субъектов Российской Федерации, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие документы Пленумов Верховного и Высшего Арбитражных Судов.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте России, Указы, Постановления руководителей субъектов Российской Федерации, Правительств, Администраций субъектов Российской Федерации).
Эти документы вступают в силу после их опубликования. В связи с этим органы местного самоуправления должны обеспечить наличие в библиотеках изданий, осуществляющих официальное опубликование. Желательно также обеспечить в библиотеках возможность доступа к правовым информационным системам.
3. Устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, других органов и должностных лиц местного самоуправления.
Эти документы также вступают в силу после их опубликования (или обнародования).
4. Результаты исполнения муниципальных программ.
5. Информация о расходах бюджета на обеспечение прав и свобод граждан.
6. Государственные минимальные социальные стандарты (после их принятия), государственные и муниципальные социальные нормы и нормативы как количество и качество услуг власти, которые может получить каждый гражданин, их финансовое выражение.
Органы местного самоуправления должны передавать официальный экземпляр вышеназванных правовых актов, иную информацию в муниципальные библиотеки, обеспечивая тем самым реализацию права граждан на информацию, затрагивающую права и свободы граждан. Периодичность предоставления в библиотеки информации по п.п. 4, 5, 6 должна быть установлена в уставе муниципального образования или иных нормативных правовых актах (представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования).
7. Проекты нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе внесенные в порядке народной правотворческой инициативы, для обеспечения гражданам и их организациям возможности обсуждения названных проектов и внесения по ним предложений.
II. Информация об органах местного самоуправления и их деятельности («политическая» информация).
1. Информация об итогах выборов (кто избран, % принявших участие в голосовании, % голосов, поданных за кандидатов (списки кандидатов), выявленные нарушения, информация об избранных кандидатах и т.д.).
2. Информация о формировании органов местного самоуправления (исполнительно-распорядительных, контрольных, совещательных, территориальных и др.), о замещении муниципальных должностей муниципальной службы.
3. Программы главы муниципального образования, избранных депутатов, партий и общественных объединений, получивших мандаты в органы местного самоуправления.
4. Ежегодная информация о состоянии развития муниципального образования, прогнозируемых результатах и стоящих перед органами местного самоуправления задачах.
5. Отчеты выборных лиц, в том числе по реализации своих программ и наказов избирателей (периодичность должна быть установлена уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления).
6. Наказы избирателей, полученные в ходе избирательной кампании.
7. Планы работы органов местного самоуправления, в том числе планы нормотворческой работы.
8. Основные задачи, функции, права и обязанности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также контактная информация для граждан (телефоны, адрес, место, часы и дни приема граждан).
9. Комплексные программы социально-экономического развития (в части целей, задач, исполнителей, предполагаемых результатов), прогнозные планы и итоги реализации (в ходе реализации должна предоставляться промежуточная информация о выполненных мероприятиях и достигнутых результатах с установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления периодичностью отчетов).
10.Информация о месте и времени проведения заседаний органов местного самоуправления, предполагаемой повестке дня, регламентах работы, порядке реализации прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления.
11. Генеральный план города, планы планировки и застройки, зонирование территории, информация о размещении новых объектов на территории муниципального образования.
12. Программы общественных работ, муниципальные программы занятости.
13. Информация о муниципальных вакансиях, проведении конкурса на замещение муниципальных должностей.
14. Информация о размещении муниципальных заказов
III. Информация об использовании ресурсов.
1. Местный бюджет, в том числе разбивка бюджета в соответствии со статьями бюджетной классификации – доходов и расходов в разрезе статей функциональной, экономической, ведомственной классификации.
Для того, чтобы бюджет давал необходимую информацию гражданам, требуется детализировать статьи расходов.
2. Отчеты об исполнении бюджета.
3. Информация о приватизации муниципального имущества, в том числе планируемой.
4. Информация о создании (реорганизации, ликвидации) муниципальных предприятий и учреждений, об участии муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях.
5. Информация о вводимых и введенных налогах и сборах.
6. Информация о муниципальных займах, эмиссии ценных бумаг.
IV. Информация о состоянии окружающей среды.
1. Результаты мониторинга.
2. Информация о чрезвычайных ситуациях.
3. Муниципальные экологические программы.
Для обеспечения предоставления названной информации необходимо, кроме периодичности ее предоставления, определить, какой орган или должностное лицо и в какой срок с момента создания (получения) информации должен передавать информацию в муниципальную библиотеку – информационный центр, форму предоставления, права органов и должностных лиц на получение и передачу информации, ответственность должностных лиц за своевременное предоставление информации, ее достоверность, ответственность информационного центра за обеспечение доступности информации каждому гражданину, порядок предоставления информации библиотекой, включая перечень информации, предоставляемой за плату, сроки исполнения информационных запросов, порядок контроля за прохождением и предоставлением информации, органы (должностные лица), осуществляющие контроль.
В муниципальных правовых актах должны быть определены:
– система формирования, сохранения и использования информационных ресурсов;
– источники информации;
– организационные структуры в сфере предоставления информации;
– организационно-правовые механизмы доступа граждан к информации;
– стандарты и технические требования к формам предоставления информации, документообороту и делопроизводству;
– компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления по предоставлению и получению информации, ответственность должностных лиц за не предоставление или предоставление недостоверной информации;
– перечень информации и регламент ее предоставления населению, а также регламент прохождения информации в органах местного самоуправления и между ними;
– перечень информационных составляющих, не подлежащих предоставлению населению;
– перечень информационных составляющих, которые доводятся до сведения населения в обязательном порядке;
– перечень информационных составляющих, предоставляемых населению в обязательном порядке по запросу жителей, и местонахождение этих ресурсов;
– перечень бесплатных информационных услуг и платных услуг, оказываемых муниципальными органами и учреждениями, их стоимость.
Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления будет эффективно в том случае, если будут нормативно определены и станут функционировать каналы обратной связи и выражения отношения к проводимой органами местного самоуправления политике. Муниципальным библиотекам может быть поручено организовать сбор предложений и замечаний граждан по предоставленной информации, передаче этих данных органам местного самоуправления.
Бесспорно, задач органам местного самоуправления в сфере информационного обеспечения населения предстоит решить множество, однако возможно не единовременное, а постепенное решение этих вопросов. Однако любые затраты бесспорно окупятся повышением гражданской активности населения, социальной стабильностью, высоким уровнем образования и культуры граждан, успехами в экономической сфере, достигнутыми благодаря обеспечению доступности информации для каждого гражданина.

Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориально- административных уровнях - областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной . В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие - с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.

Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.

Степень изученности проблемы. Литература по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А.В. Соколова, Р.С. Мотульского, В.В. Скворцова, В.П. Леонова, Я.Л. Шрайберга и др.).

Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.

Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» - библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.

Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».

Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе - информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего - на потребности населения.

Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.

Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д.

Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.

Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации -- проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование “альтернативного канала” получения информации.

Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра -- это повышение авторитета организации.

В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т.д.

Наиболее естественной является ситуация, при которой “зародышем” центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично “встроена” в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.

Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей -- каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.

Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т.д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т.п.

Другое средство распространения информации -- консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.

Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.

Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы -- брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т.п. Результаты “активного распространения информации” -- книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.

Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.

В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.

Галина Феофановна Гордукалова,
заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ,
доктор педагогических наук

Вопрос об информационно-аналитической деятельности библиотек остается открытым и дискуссионным. Даже в крупных научных библиотеках нет должности информационного аналитика,
а сложные запросы читателей выполняет библиограф, опытный библиотекарь читального зала.

З большого перечня доводов в пользу информационного анализа выберу по одному из прошлого, настоящего и будущего библиотек.
ПРОШЛОЕ: Библиотеки - интеллектуальные центры цивилизации и накопили значимый опыт информационного анализа. Мы всегда были аналитиками при поиске информации, имеем богатейшие навыки уточнения запросов читателей, нередко заставляя осознать собственные информационные потребности - еще не сложившиеся, ускользающие от них самих. Мы хорошо умеем свертывать и систематизировать информацию, но этот опыт сложно формализовать и передать в виде методик. В потоке профессиональной литературы об информационном анализе также практически нет описания технологий выполнения обзорных справок разного рода (лучшие публикации - см. первые рекомендации в заключении). Следовательно, задача данного раздела - соединить исходное библиографическое знание с основными правилами и конкретными приемами информационной диагностики объектов.
НАСТОЯЩЕЕ: Библиотеки не желают терять свой статус центров, концентрирующих информационные ресурсы, оставаться лишь хранилищами старых книг. Государство нормативно закрепило информационную функцию за библиотекой без ресурсной поддержки. Мы можем выполнять ее качественно и зарабатывать дополнительные деньги. Обзорная справка о фирме стоит от 120 до нескольких десятков тысяч рублей. Подготовить же ее можно и за пять минут, и за десять дней. Обеспечивая ежедневно 2-3 простых запроса, мы уже принесем несомненную пользу и библиотеке, и читателям.
Для этого важно выйти за пределы своего фонда, активно осваивать внешние источники информации (в особенности - открытые для бесплатного доступа сайты правительственных организаций, профессиональных ассоциаций, электронные каталоги крупных библиотек и др.). Центр деловой и правовой информации при Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского работает с 1994 г., а сейчас принимает около 15 000 запросов с минимальным числом отказов при НЕБОЛЬШОМ фонде печатных справочных изданий.
БУДУЩЕЕ: Сотрудники библиотеки будут вынуждены наращивать интеллектуальный потенциал своей профессии. Высокими темпами возрастает доля интеллектуального капитала в каждом продукте по отношению к материальным затратам на его производство. Соответственно, востребованными останутся «рабочие знания». Более пяти лет зарубежные специалисты продолжали дискуссию по проблеме управления знаниями в библиотеке. Сторонники глубокой интеллектуализации библиотечной профессии направляют свои усилия на переход от информации к передаче знания об объекте запроса, считая такой переход перспективным для профессии в целом.
В зарубежных библиотеках появилась должность «менеджер знаний», а в фирмах - даже такая должность, как «всезнайка». Значимая же часть специалистов полагает, что библиотеки не в состоянии освоить технологии управления знаниями. Реалии библиотечной жизни еще долгое время будут уравновешивать чаши этих позиций, постепенно проясняя горизонты нашей профессии. Отрадно, что Министерство образования РФ уже приняло решение о подготовке специалистов по информационно-аналитической деятельности с квалификацией «референт-аналитик» в рамках библиотечной профессии и набором студентов в 2003 году.
Информационный аналитик - это в какой-то степени информационный «эколог». Он снижает информационную избыточность, «очищая» проблему от информационных шумов. Поэтому ПЕРВОЕ правило - КРАТКОСТЬ текстов обзорных справок. И если в 80-е годы рекомендовался оптимальный объем обзорной справки 10 страниц, то сейчас предлагаю - 1 страницу с приложением таблицы, графика, краткого дайджеста и иных форм свертывания и визуализации знания.
Информационная аналитика - необходимый «инструмент» для подготовки компетентных ответов на нетиповые запросы читателей. Возможно, в вашу библиотеку уже поступали непривычные запросы, которые требуют конкретного и содержательного ответа: «Какие предприятия региона производят тот или иной продукт? Где найти показатели баланса какого-либо акционерного общества? Какая фирма понижает цены на конкретный товар?» Не всегда удается на них ответить, но немного поучиться этому можно, если мы не желаем отказывать своим читателям.
В рубрике «Информационный анализ» мы планируем начать с простых форм информационной аналитики и, постепенно, накопить некоторый опыт выполнения сложных запросов. Например, таких как оценка надежности конкретной фирмы, поиск инвестора, мониторинг динамики цен на товар.
Предполагается опубликовать 7 практикумов, работа с которыми позволит освоить начальные навыки информационного анализа. Не обязательно выполнять все предложенные в рубрике задания, но важно копировать их и собирать в отдельную папку «Информационный анализ». В ней же предлагаем хранить еще две группы материалов: «Личный опыт» - Ваши приемы информационного анализа и представления результатов, «Сложные запросы» - перечень тех запросов читателей (из числа отказов), которые Вы предполагаете в будущем выполнять. В результате получится информационная «скорая помощь» для библиографа, его «интеллектуальный узел», синтезирующий внешний и собственный опыт, «замешанный» на эмоциях невыполненного когда-то запроса… Через два-три года эти файлы могут стать основой портала знания в вашей библиотеке.
Мы же покажем эффективные приемы анализа информации, научим «выжимать» доступные источники информации до уровня полезных данных, писать обзорные справки разного рода. Постепенно предоставим полезные сведения об организации этой работы в библиотеке, познакомим с опытом ваших коллег.
Если проблемные запросы читателей у вас уже есть - пишите в редакцию журнала. Ответим лично Вам или очередным материалом в нашей рубрике. Запросы, интересные многим библиотекам, рассмотрим детально - с позиций значимых источников информации, трудозатрат, технологии выполнения, форм представления результатов поиска и анализа данных.
И главное - Вы можете стать автором в этой рубрике, рассказав о любом фрагменте Вашего опыта в выполнении сложных запросов. Успеха в первых шагах информационной аналитики!

ЗАНЯТИЕ 1. Информационный поиск потенциальных клиентов для фирмы
Шаг 1. Уточните разновидность продукции или товара (например, недорогие марки сыров молочного завода). На листе запишите те типовые организации, которые могут их приобретать мелким оптом: санатории, школы, больницы, продовольственные магазины, кафе и др.
Шаг 2. Возьмите телефонный справочник вашего региона. Попробуйте выделить в нем конкретных представителей каждого типа организаций (для небольшого региона возможно составление полного списка).
Шаг 3. Оцените примерную ежедневную, а затем среднемесячную потребность в данной продукции: разумную норму потребления товара (3-5 граммов на 1 человека в день) умножить на возможное количество посетителей каждого типа организаций.
Шаг 4. Сравнивая организации по объему потребления, можно выделить наиболее перспективные группы клиентов для поставщика продукции. Учитывая наличие конкурентов-поставщиков, следует в итоговой справке разделить суммарную потребность в товаре на «3» - выделить лишь треть активных клиентов, которые могут сменить поставщика при наличии позитивных предложений (лучшие цены, сроки, объемы поставки, качество товара). В результате получаем список потенциальных клиентов и примерный объем их потребности в товаре.
Методика упрощена, но позволит освоить начала информационной аналитики. Студенты выполняют подобное задание за 2 учебных часа.
Если интерес не утрачен, то сделаем еще одно усилие:
Шаг 5. Вернитесь к телефонному справочнику и проанализируйте его с собственных позиций. Например, какие предприятия города (района) активно развиваются? Кто может оказать помощь в приобретении профильных справочников? Какие фирмы появились недавно и могут быть заинтересованы в сотрудничестве с библиотекой? Подобный опыт важен и для решения Ваших профессиональных задач!

ЧТО ЧИТАТЬ:
1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. - Ч. 1. - Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. - 1999. - 143 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. - Ч. 2. - Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. - 1999. - 146 с.
Первая часть издания позволяет увидеть общий контекст тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для аналитико-синтетической переработки информации. Вторая - полезна опытным библиографам для освоения лингвистических основ информационного анализа. Кемеровская библиотечная школа, основанная С. А. Сбитневым в конце 60-х годов, всегда оставалась технологически ориентированной на выполнение запросов любой категории сложности. Рекомендуемое двухтомное издание - обобщение ее технологического опыта по отношению к современному читателю. Здесь заложена методика формализованной подготовки некоторых информационных продуктов. Богат и нагляден раздел справочно-иллюстративных материалов, в частности представлены лингвистические средства обработки и поиска информации.
2. Блюменау Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. - СПб: Изд-во Профессия. - 2002. - 240 с. - Сер. Специалист.
Книга профессора СПбГУКИ Д. И. Блюменау носит в большей мере теоретический характер. Автор книги - тонкий и системный логик. Его первая книга по данной теме (Проблемы свертывания научной информации. - Л.: Наука, 1982. - 166 с.) оставалась бестселлером почти два десятилетия. Новое издание ориентирует в системе базовых понятий информационного анализа и синтеза, раскрывает типизацию обзорных документов, сложившуюся в 70-80 гг. Из новых достижений важны разделы по созданию квазихрестоматий, компьютерному свертыванию информации.
3. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы //Информационные ресурсы России. - 2001. - № 2. - С. 14-21.
Постановочный характер статьи профессора и декана МГУКИ Н. А. Слядневой позволяет увидеть информационную аналитику в контексте социальных технологий. Показана не только широкая востребованность обзорно-аналитической продукции, но и многие контрдоводы: «массовая аналитика» в СМИ, ее «двойное подчинение», «гонка аналитических вооружений» в борьбе за политическое и коммерческое влияние. Убедительно раскрыта неподготовленность не только библиотек и информационных служб, но и всех управленческих структур к явлению «сверхпроводимости» инфраструктур, дестабилизирующему социальные системы, которые считались достаточно устойчивыми.
Автор полагает, что библиотеки не должны включаться в информационно-аналитический процесс, так как не могут обеспечить конкурентоспособную аналитическую продукцию, и предлагает свой выход - превращение Центров ситуационного анализа в ядро социально-информационных технологий «во главе с информационной аналитикой».