Сезонные изменения в природе с наступлением лета. Сезонные изменения в живой природе


Лилия Екатеринушкина
Конспект НОД «Весна. Сезонные изменения в природе»

Конспект НОД

Тема : «Весна . Сезонные изменения в природе »

Цель : уточнить и расширить знания детей по теме «Весна » ; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи :

1)закрепить навыки словообразования и словоизменения :

2)согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами;

3)подбирать прилагательные к сущ. ;

4)развивать связную речь;

5)закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие задачи :

1)совершенствовать фонематическое восприятие;

2)развивать память, внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи :

1)воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе ,

2)учить правильному поведению в природе .

Оборудование : картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны , предметные картинки : мяч, солнышко,

Ход занятия.

I. Организационный момент : (на доске висит «солнце» )

Логопед : Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети : Солнышко.

Логопед : давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед : А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,

которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, К нам пришла.

(дети договаривают хором : весна ).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети : о весне

Логопед : Все рады весне , ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама . Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна ! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны .

{Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести : хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся за парты).

II. Основная часть.

Логопед : Первое задание такое : нужно назвать приметы весны , а помогут нам в этом картинки с приметами весны . Начинать предложение нужно со слов - Весной .

(Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо высокое , голубое. Весной солнце светит ярко . Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины ).

Логопед : Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Логопед : Наступит ли Весна , если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Логопед : А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Логопед : Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны . Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Давайте придумаем красивые слова к солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово» (На полу лежит желтый круг, дети говоря признак-подставляют лучик) .

Логопед : Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Молодцы, вы правильно подобрали слова.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне .

Слова : пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова : проталины, капель, ледоход)

Логопед :

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных ?

Дети :

Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Логопед :

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов и поделить эти слова на слоги. (у доски)

Логопед :

Посмотрите, какое дерево нам оставила ВЕСНА . Оно не простое, а с заданием. На дереве висят звуки- твердые и мягкие. Если я называю твердый звук- вы поднимаете синий карандаш, если мягкий- то зеленый. (Б, П, М,Н,В, Х,Ф, К, Т)

ФИЗМИНУТКА

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко, идут по кругу, взявшись за руки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Меняют направление движения.

Побежал в саду ручей, бежать по кругу

Прилетели сто грачей «летят» по кругу.

А цветочки подрастают. Тянутся на носочках.

А сугробы тают, тают. медленно приседают.

Логопед :

А еще, чтобы помочь Весне поскорее к нам прийти, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев. (картинки) Жаворонок, Грач, Журавль, Кукушка, Ласточка, Скворец, Соловей

Логопед : Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран? (Грачи)

А какие последними? (Ласточки) .

Итог. Оценка деятельности детей.

Логопед :

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна . Про весну пишут стихи поэты , рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку. Послушайте одну из них.

Петр Ильич Чайковский –«Весна . Песнь жаворонка» .

Тема: "Сезонные изменения в природе весной. Учись наблюдать"

На материале наблюдений весенних изменений в природе.

Цель : - пронаблюдать изменения , происходящие в природе с наступлением весны;

Развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный

План наблюдений; развивать исследовательские навыки;

Обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного

Природного окружения.

Воспитывать интерес к изучению природных явлений, любовь к своему краю.

Задачи урока:

1. Дети должны понять, что весной природа оживает. Первые вестники весны – птицы.

2. Один из признаков живой природы - размножение - должно стать понятным на примере прорастания семян.

3. Учить детей наблюдать явления в природе.

4. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя условные знаки.

Базовые знания . Весенние изменения в природе. Деревья, кус­тарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, дикие животные.

Опорные знания . Живая и неживая природа, предме­ты, сделанные руками человека.

Оборудование. Лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки.

Для учителя .

Урок проводится в мае, учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки).

Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).

Ход экскурсии:

Погружение в урок.

Учитель: Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе, и учиться приемам наблюдения.

Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц?
Дети называют.

Ι. Беседа учителя с учащимися по теме экскурсии.
– Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях.
Дети. Это была ранняя весна. Начал таять снег.
Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно, иногда и морозно.
Учитель: Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.
Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.
– Какой вывод вы сделали?
Д. В апреле стало значительно теплее , стало больше солнечных дней. Ни разу не выпадал снег.
Учитель: Вспомните, как мы называли разные периоды весны.
Дети : Март – весна света; апрель – весна воды.
Дети объясняют обозначения этих периодов. Вспоминают, что раннюю весну очень хорошо передал художник И.Левитан в картине "Март", которую они рассматривали.
Учитель: Как мы назовем весну в мае?
Дети: Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.
Учитель: Может быть, нам не стоит выходить на экскурсию, а провести урок в классе? Мы можем прочитать рассказы, побеседовать и узнаем, что происходит весной.
Дети: (разочарованно). Тогда мы не почувствуем весну.
– Не почувствуем запаха цветущих деревьев.
– Не услышим голоса птиц.
– Не почувствуем, как солнышко греет.
– Не увидим, как дети радуются весне и играют на улице.
– Еще надо понаблюдать за насекомыми, за птицами, как они строят гнезда, носят корм в гнездо.
– Я видел, как на огороде люди сгребали высохшую траву и копали грядки.

Учитель: Я предлагаю вам памятку-план из ваших предложений – за чем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.

Учитель раздает план (заранее приготовленный).


– Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.
Дети: Наблюдательный человек может многое подметить, например, какие цветы уже расцвели, а на каких еще бутоны.
– На какие цветки садятся шмели и бабочки.
– Как цветут деревья. Я видел пуховки у ольхи, вербы. Потом появляется пыльца, и они опадают.
У. Почему многие деревья цветут до появления листьев?
Д. Ветерок гонит пыльцу между веточек, листья ее не задерживают.
У. Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?
Д. Он может увидеть то, что другие не увидят.
– Он подмечает, что раньше было и что сейчас.
– Например, я видел, что весной первыми появляются цветки мать-и-мачехи, а листьев нет.
У. Кто видел листья мать-и-мачехи, нарисуйте их. Когда они появляются у растения?
Дети рисуют листья, рассказывают, что они появляются летом.
– Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.
Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.
Д. Я знаю по рисункам учебника, какие следы на снегу оставляют звери. Могу различить следы зайца, волка, лисы, собаки.
– Нужно уметь различать ядовитые растения и не собирать их в лесу, например ягоды (плоды) ландыша.
– Нужно уметь различать и знать редкие растения, которые надо охранять.
– Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться. – У меня папа водитель. Он всегда внимательно смотрит на дорогу, все подмечает и меня учит.

У. Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии. Я хотела, чтобы вы выделили еще одно очень важное качество наблюдательного человека. Подумаем, почему это качество важно в жизни.
Д. Например, люди все рассмотрят и сделают вывод.
– Например, какой лед на реке и можно ли переходить реку или это опасно.
У. Молодцы. Важно сделать вывод из наблюдений.
Д. Например, мы рассматривали по рисункам учебника клювы птиц и делали вывод: хищная или насекомоядная.
– Если лапы слабые, значит, птице трудно ходить по земле ; она больше приспособлена летать, например, стриж.
– Когда я увидел на рисунке рысь на дереве, то понял, что по расцветке шерсти ее не видно, если она сидит в засаде.
У. Предлагаю качества наблюдательного человека, которые вы называли.


Экскурсия проводится в окрестностях школы. Во дворе школы много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, сирень, перед зданием школы – цветочная клумба. Рядом со школой небольшой парк, в котором растут тополь, сосна, различные кустарники, карагач.

План проведения экскурсии, намеченный учителем, соответствует выделенным направлениям наблюдений весенних изменений в природе первой половины мая.

ΙΙ. Вначале учащиеся фиксируют температуру воздуха по термометру, сопоставляют с данными сводки погоды. Наблюдают цвет неба, облаков. Делают заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.

Учащиеся рассматривают и характеризуют молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие – светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие – руки пачкают"). Подмечают, что на земле много почечных чешуек тополя, поясняют, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Учитель предлагает внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, используют лупы.

Учитель: - Что такое сережки у тополя?

Учитель объясняет, что это цветки, из которых после опыления будут образовываться семена. Ребята, вспомните, как в начале лета тополиный пух устилает весь город, ветер задувает его и в помещения. Поднимите руку, кто видел в тополином пухе белые семена. После этих разъяснений дети внимательно рассматривают молодую нежную листву березок и тоже обнаруживают сережки – длинные желтоватые и небольшие зеленые цилиндрики. Делают правильное предположение, что это тоже цветки дерева. Учитель уточняет, что в конце лета, вначале осени в сережках созревают семена, сережки рассыпаются, и очень мелкие семена с небольшими крылышками разносятся ветром на большие расстояния. Так при благоприятных условиях может вырасти молодая березка. Ребята делают записи, рисунки в своих блокнотах. Затем расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то , что их заинтересовало. Группа девочек должны измерить длину распустившихся листьев сирени. Продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.

Второклассники рассматривают, как цветут клен, черемуха. Кто-то подмечает, что тут же появились сорняки – одуванчики, мокрица и что их нужно пропалывать, чтобы хорошо росли садовые растения.

IV. Демонстрация заранее подготовленных красочных альбомов, открыток с разными растениями.

Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, сопереживания момента бурного возрождения природы, учитель в ходе экскурсии может показывать подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений можно почитать поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая.
На солнышке горит.

Учитель использует игровые приемы, загадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Что не сеяно родится?

(Трава)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

ΙV. В ходе экскурсии учитель сообщает дополнительные сведения о градации периодов весны по наблюдениям роста и развития растений.

Зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони. Учащиеся делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.

На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков.

Называют эти растения.

Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были в полете, и их было трудно рассмотреть, учитель может восполнить наблюдения и подготовить несколько рисунков грача, скворца, вороны, воробьев. Сделать вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторить определения , каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.

V. Итог экскурсии.

В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: "Учись наблюдать".

Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки по экскурсии.

Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли, и какие качества каждому еще нужно тренировать.

VΙ. Домашнее задание.

Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной",

"Как я изучаю окружающий мир".

Эту работу учащиеся могут выполнять по желанию.

2 класс

Экскурсия в парк

Тема: «Осенние изменения в жизни растений и животных»

Цель: - познакомить учащихся с изменениями, происходящими в в растительном и животном

Мире с наступлением осени.

Развивать умение различать группы растений, уметь приводить примеры растений

Разных групп и характеризовать их существенные признаки.

Воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Задачи: 1. расширить понятие о группах растений;

2. познакомить с 2 – 4 растениями по каждой группе;

3. дать понятия об изменениях растений, происходящих осенью.

Базовые знания . Изменения, происходящие с расте­ниями осенью, взаимосвязь с неживой природой. Пони­жение температуры, осадки, облачность, сокращение дня.

Опорные знания . Части растений, условия для их раз­вития. Опираться на знания детей, полученные на предыдущих экскурсиях.

Оборудование урока:

1. Планшеты для обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

Литература:

1. Детская энциклопедия "Я познаю мир". М.: Энциклопедия, 1995.

3. Плешаков А. А.. Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.

Ход экскурсии:

Погружение в урок.

Его весной и летом Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

(Дерево).

Какие названия деревьев вы знаете?

Ι. Проводится наблюдение за несколькими деревьями, чтобы сравнить готовность каждого к зиме (у одних де­ревьев листья опали полностью, у других - частично, третьи стоят с листьями - зимний дуб).

Обратить внимание на листья: их цвет, количество, на оставшиеся плоды, :кое-где висящие на ветках.

Почему деревья освобождаются от листьев?

Листья выдыхают много тепла – долой их на зиму!

Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, что­бы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промер­зания.

ΙΙ. Учитель знакомит с деревом, говорит, как оно называ­ется, а дети устно описывают его. Научить распознавать деревья:

А) по цвету коры,

С) по плодам,

В) по сухим листьям на ветках,

Г) семенам

Игра «Найди дерево» (по листьям, по плоду). Учитель дает лист или плод учащиеся подбегают к дереву и называют его.­

ΙΙΙ. Обратить внимание на травы.

Над землей сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей. Но если поискать, их поч­ки, то найдем их у самой земли.

Когда выпадет снег, растениям станет тепло.

Многие низкие травы берегут под снегом не только почки - сами там сохраняются невредимыми , чтобы встре­тить весну.

ΙV. Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц.

При сборе семян учитель заостряет внимание детей на том, что семя, попавшее в землю, благополучно доживет до зимы, а семена, находящиеся на поверхности, погиб­нут.

V. Итог экскурсии.

В итоге учитель связывает наблюдения детей на экскурсии с пройденным материалом. Дети приходят к следующим выводам:

А) осенью наступает похолодание, почва остывает, уменьшается тепло, листья опадают с деревьев, вянут тра­вянистые растения;

Б) созревшие плоды и семена попадут в почву;

В) семена, попавшие в почву, зимуют до весны;

Г) все семена и плоды созревают осенью.

VΙ. Домашнее задание.

Подбор пословиц, поговорок, загадок.

Объясни смысл пословицы: осень - запасиха, зима ­подбериха .

Обрати внимание на жизнедеятельность животных, на места их обитания.

Опиши их местонахождение. Подготовь сообщение об одном из них.

Экскурсия в школьную мастерскую

Тема: «Учись трудиться»

Цель: - познакомить учащихся с различными «родственниками» знакомых им инструментов,

«потрогать все своими руками»; развивать исследовательские навыки;

Способствовать развитию интереса к ручному труду, профессиям, связанным с

Ручным трудом.

Задачи: 1. дать понятия об инструментах, используемых в старших классах на уроках труда;

2. развивать наблюдательность, внимание, память, восприятие;

3. прививать интерес к труду

Оборудование: блокноты для записей и зарисовок.

Базовые знания. Название инструментов для ручного труда. Профессии людей, связанные с ручным трудом. Предметы быта, сделанные руками человека и их назначение.

Опорные знания. Применение инструментов в работе для изготовления различных изделий.

Предварительно, до проведения экскурсии, учитель начальных классов совместно с учителем технического труда, который проведет экскурсию, обсуждают план, обусловливают время, планируют расстановку учащихся в мастерской , место для выкладки инструментов, выставки работ, выделяют основные объекты наблюдения.

Объекты наблюдения:

Комплект инструментов на рабочем месте

Рычажные ножницы

Гибочное приспособление

Инструменты

Заготовки

Выставка пробных изделий

Сверлильный станок

Токарный станок по дереву

Токарный станок по металлу

(Следует учесть, что в конкретной учебной мастерской может и не быть некоторых из названных объектов наблюдений).

До начала экскурсии проводится вступительная беседа.

Возможные вопросы для беседы:

Что мы делаем на уроках труда?

Где проходят наши уроки труда?

Чем отличается наш рабочий стол от того, за которым мы работаем на других уроках?

Из чего мы делаем изделия? Как можно назвать все это одним словом7

Какими инструментами мы работаем?

Какие специальные правила нужно соблюдать на уроках труда?

Какая самая первая операция при изготовлении любого изделия?

Какие еще мы выполняем операции?

С чего начинаем любую работу?

Чем заканчиваем работу?

Далее учитель говорит детям о том, что они пойдут на экскурсию в мастерскую, где мальчики будут работать с V класса. Там другие рабочие места, много незнакомых инструментов, станков. Экскурсия состоится в то время, когда старшеклассников в мастерской не будет, но сразу после нее там начнутся уроки, поэтому надо четко выполнять распоряжения учителя, не отвлекаться, чтобы успеть, все осмотреть. Кроме того, инструменты и станки имеют открытые колющие и режущие части, поэтому нужно соблюдать дисциплину, без разрешения не брать в руки оборудование, иначе можно получить травму.

Задания.


  1. Запомнить название рабочего стола, названия инструментов, названия материалов.

  2. Составить устный рассказ о том, какие изделия делают учащиеся V – IX классов в школьной мастерской.
Ход экскурсии:

Ι. Рассказ учителя технического труда.

Демонстрация имеющихся образцов, характеристика их (из какого материала сделаны, какие операции были выполнены, на каких станках и какими инструментами обрабатывались детали, способ их соединения и отделки).

ΙΙ. Учащиеся организованно возвращаются в класс.

Как называется резание древесины ножовкой?

Как называется резание древесины рубанком?

Как называется резание на токарном станке?

Как называется резание на сверлильном станке?

Назовите режущие инструменты?

Какое основное оборудование рабочих мест мы видели в школьной учебной мастерской?

ΙΙΙ. Итог. Выполнить задание (указано выше).

ΙV. Домашнее задание.

Варианты видов деятельности учащихся после экскурсии :

Составить словарь инструментов школьной мастерской.

Найти загадки об инструментах.

Оформить газету «Где мы были, что мы видели»

Репортаж о самом интересном, увиденном на экскурсии.

Экскурсия в парк

Тема: «Сезонные изменения в лесу. Зима»

Цель: выявить особенности зимовки представителей живой природы.

Задачи:

1. обобщить и систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;

2. развивать умение ставить исследовательские вопросы; развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы; развивать наблюдательность и познавательную активность;
3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и источники информации: текст стихотворения, две детские меховые шапки, два стакана со льдом, комнатный термометр, уличные термометры , лопатки для раскопки снега, блокноты, фломастеры, корм для птиц.

Подготовка к экскурсии:

Экскурсии в природу проходят в одном и том же месте в разные сезоны года (осень, зима, весна). Для наблюдения за птицами установить кормушки.

Ход урока

1. Актуализация знаний (проводится в классе)

Учитель. Прочитайте стихотворение и скажите, какое отношение оно имеет к теме нашего урока:

И вот декабрь, он белой стужей дышит,

И дома запирается медведь.

И на дверях лохматой лапой пишет:

«Я в зимней спячке. Просьба не шуметь».

Теперь уместен снег, и даже очень.

Кружат снежинки, бабочкам под стать.

Все кутаются. Заяц озабочен:

«Теперь бы лыжи хорошо достать!»

Г. Витез

Дети. Мы изучали тему «Растительность и животный мир». В стихотворении говорится о том, как лесные звери проводят зиму. Это, наверно, будет темой нашего урока.

О каких изменениях в неживой природе говорит автор стихотворения?

С какими изменениями в природе связаны они? - О каких изменениях в живой природе говорит поэт?

С какими изменениями в неживой природе они связаны? - О чем еще можно было бы рассказать поэту в своем произведении? - Что вы знаете о жизни растений зимой? - Что вы знаете о жизни птиц зимой?

Что помогает растениям и птицам пережить холодное время года?

Выслушать ответы детей. Особое внимание к информации о роли снежного покрова для растений, о роли перьевого покрова у птиц.

Ответы разошлись. Прозвучало, что снег согревает землю и корни растений. Было сказано, что снег сохраняет тепло покрытой им почвы. Так согревает или сохраняет? Как выяснить?

(Выслушать ответы. Попросить повторить те, которые помогут ответить на вопрос.)

Задание 1. Раскопать снег, рассмотреть, как выглядят оставшиеся травянистые растения. Измерить температуру самого снежного покрова, почвы без снежного покрова и почвы, защищенной снегом. Потом сравнить, сделать выводы.

Какой же будет цель исследования?

Проверить свои высказывания, проведя необходимые измерения.

Для того чтобы провести измерения, отправимся на экскурсию в парк. Что еще можно изучить во время экскурсии?

Дети. Как выглядят деревья, изменились ли. Понаблюдать за птицами.

Учитель вместе с детьми определяет план работы на местности, выделив, например, объекты наблюдений и содержание:

1. Снежный покров.

– Раскопать лопаткой снег и обследовать почву.

Измерить температуру самого снежного покрова, почвы без снежного покрова и почвы, защищенной снегом.

Сделать заключение. 2. Деревья.

– Найти деревья, с которыми мы знакомились осенью (береза, рябина, клен, ольха). По каким признакам узнаем? Есть ли изменения?

Зарисовать ветку с почками. Зарисовать плоды и семена, если они есть. - Сделать заключение. 3. Птицы.

– Увидеть, узнать птиц, рассмотреть их. – Понаблюдать за повадками, поведением птиц.

Сделать заключение.

Учитель проводит инструктаж.

Вспомните, о каких правилах поведения в лесу говорится в стихотворении?

Проговорим правила поведения на экскурсии?

Что сказали бы вы, если бы вас стали уверять, будто зимняя одежда нисколько не греет?

Выслушать ответы детей.

Перед выходом на экскурсию, заметьте, сколько градусов показывает этот комнатный термометр. Закутаем его в детскую меховую шапку. Теперь возьмем два стакана со льдом; один закутаем во вторую меховую шапку, другой оставим незакрытым.

2. Исследование в группах (проводится в парке)

Вводная беседа:

Какая сегодня погода?

Состояние неба?

Осадки? Температура?

Посмотрите на парк и сравните его вид с тем, как он выглядел осенью.

Учащиеся разбиваются на свои группы (по выбранному осенью дереву).

3. Обмен информацией (проводится в классе)

Учитель. Какова была цель исследования? Выступление групп. Особое внимание на заключения.

4. Обобщение информации Учитель. Посмотрим, что мы имеем в итоге проведенных опытов. Достанем наш комнатный термометр. Сколько градусов он показывает? «Грела» ли его шапка?

Дети. Температура не изменилась. Значит, шапка «не грела».

Что стало со льдом в стаканах?

Дети. В одном стакане лед растаял. В стакане, который находился в шапке , лед только начинает таять.

Следовательно, что «сделала» шапка со льдом…

Дети. Она задержала таяние.

Греет ли зимняя одежда? Или она холодит?

Как можно связать полученную в ходе опытов информацию с особенностями зимовки наблюдаемых нами растений и птиц?

Выслушать ответы детей.

Формулируется вывод: Зимняя одежда тепла не дает. Показания термометра, когда мы его закутали в шапку, не изменились. Лед, обернутый в шапку, дольше сохранил свою низкую температуру, потому что шапка замедлила доступ к нему тепла извне. Снег, как шапка, мешает теплу уходить из покрытой им почвы. В почве, защищенной слоем снега, термометр показал температуру выше, чем в почве, обнаженной от снега. Значит, снег сохраняет тепло покрытой им почвы. Не будет снега – дерево промерзнет. И перьевой покров, как шапка, помогает птицам сохранять тепло.

5. Подведение итогов, рефлексия

Какая строчка из стихотворения могла бы завершить наши исследования? Свой ответ обоснуйте. Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя? Зафиксировать результаты наблюдений за деревьями зимой в таблице.

3 класс.

4.1 Экскурсия в парк.

Тема: «Наблюдение за формой облаков»

Цель: - понаблюдать за формой облаков.

Задачи: 1. расширить знания учащихся по теме;

2. учить различать виды облаков по определенным признакам;

3. развивать исследовательские способности;

4. прививать любовь к окружающему миру.

Базовые знания. Погода. Облака. Виды облаков. Условные обозначения.

Опорные знания. Опираться на знания детей, полученные на предыдущих экскурсиях.

Оборудование: блокноты для зарисовок и записей, карандаши, план-ориентир на каждого

Ученика.

Подготовка учителя к экскурсии.

Погружение в урок.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(облака)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(облака)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(туча)

Возможные вопросы для вводной беседы:

Когда водяные пары, находящиеся в воздухе, превращаются в водяные капли?

Как образуются облака?

Какие виды облаков ты знаешь?

Куда исчезают водяные пары?

Обратить внимание на прямую связь облаков и осадков в природе.

Раздать для индивидуальной работы план-ориентир сравнения объектов.

Что будет являться объектом на экскурсии?

План-ориентир сравнения объектов

1. Рассмотри объект или группу объектов. Выясни, есть ли сходство существенных признаков; выдели существенные признаки у каждого из объектов; выясни, есть ли различия существенных признаков.

2. Составь рассказ о сходстве и различии наблюдаемых объектов.

Ход экскурсии:

Ι. На месте экскурсии учащиеся определяют виды облаков на данный момент.

Доказывают, называют отличительные признаки. Зарисовывают облака.

Определяют, на какой предмет похоже то или иное облако.

Выполняют первый пункт плана-ориентира.

ΙΙ. Обобщение.

Скопление капелек воды и кристаллов в атмосфере образуют облака. Размеры капелек и кристаллов так малы, что слабые восходящие потоки воздуха приводят к тому, что эти капельки и кристаллы не падают , а остаются во взвешенном состоянии. Если абсолютная влажность воздуха, окружающего облако, увеличивается, то капельки увеличиваются в размерах и выпадают на землю.

Самые низкие облака – слоистые – представляют собой молочно-серый облачный покров, застилающий или весь небосвод, или часть его. Образуются они из мельчайших капелек воды на высоте до 2км.

На высоте от 2 до 5км образуются кучевые облака (нагромождения куч облаков шаровидной формы). Их образование связано с быстро восходящим потоком воздуха от нагретой поверхности Земли. Поднявшись вверх, воздух охлаждается, и из него выделяются мельчайшие капельки воды. Кучевые облака в верхних частях состоят из ледяных кристаллов, а в нижних – из кристаллов и капелек различной величины. Эти облака дают осадки ливневого характера. С ними связаны грозовые явления.

Самые высокие облака – перистые – располагаются в высоких слоях (6-11км) и состоят из кристаллов льда. Они белого цвета и имеют вид перьев.

- Игра «Живое облако»

В ясную погоду на экскурсии обратите внимание школьников на проплывающие облака и предложите им подумать, на какое животное похоже то или иное облако, что оно «делает» в данный момент, каком настроении находится и т. д. Можно придумать ему подходящее имя и даже нарисовать.

ΙΙΙ. Итог экскурсии. (вопросы по содержанию)

ΙV. Домашнее задание.

Варианты заданий по оформлению обработки экскурсионного материала:

А) Выполнить второй пункт плана.

Б) Оживить облачко. (рисунок)

В) Сочинить историю о жизни одного дня на земле облачка.

Экскурсия к карьеру.

Тема: «Ознакомление со слоями горных пород»

Цель: - ознакомить со слоями горных пород;

Задачи: -

1. научить определять виды горных пород, объяснить хозяйственное значение,

Полезные свойства;

2. развивать наблюдательность, исследовательские способности;

3. прививать любовь к окружающему миру.

Базовые знания. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Способы добычи полезных ископаемых.

Опорные знания. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Применение различных видов полезных ископаемых. Охрана полезных ископаемых и их экономное использование.

Оборудование: блокноты для записей, мешочки для сбора образцов пород.

Подготовка учителя к экскурсии.

Учитель предварительно сам знакомится с местом, где будет проходить будущая экскурсия, намечает объекты, и в каком плане должны быть показаны учащимся во время экскурсии, составляет задания для учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Учитель настраивает учащихся на экскурсию, объявляет тему, цель, задачи, объясняет, что, ученики должны сделать записи в тетради.

Ход экскурсии.

Ι. Рассказ учителя.

Учащиеся по ходу рассказа делают заметки в своем блокноте.

После рассказа каждый должен найти образец породы и собрать в заранее приготовленный мешочек.

ΙΙ. Вопросы учителя для проверки уровня усвоения материала.

Материал к проведению экскурсии . (для учителя)

1. Виды горных пород.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сезонные изменения в живой природе

Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна

Введение

«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень -- это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" -- еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска -- вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?

1. Изменение погодных условий

Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, которая выпадает на Землю в разных видах: снег, дождь, град и т.д. Годовой ход осадков различен на разных широтах и даже в пределах одной зоны. Он зависит от количества тепла, термического режима, циркуляции воздуха, удаленности от побережий, характера рельефа. Осадки образуются в процессе круговорота воды в природе. Вода испаряется с поверхности водоемов, поднимается и конденсируется на большой высоте, а затем выпадает на землю в качестве осадков. Осенью этот процесс происходит интенсивнее из-за частой смены тёплых и холодных фронтов.

Явление тумана, туманности, инея. Туман - это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю. Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым.

Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.

2. Сезонные изменения в жизни растений

Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.

3. Сезонные изменения в жизни животных

Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный

Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Строение кожи у рыб. Особенности и назначение эпидермиса и его сезонные изменения у некоторых видов рыб. Микроструктура эпителия. Влияние внешних и внутренних факторов на состояние хроматофор - пигментных клеток. Приспособительное значение окраски тела.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Экологические факторы, влияющие на живой организм. Факторы неживой природы. Зависимость от солнца не только интенсивности света, используемого при фотосинтезе, но также температуры среды. Факторы живой природы. Взаимосвязь между живыми организмами.

    реферат , добавлен 05.03.2009

    Земные и космические факторы жизни растений. Солнечная радиация как основной источник света для растений. Фотосинтетически и физиологически активная радиация и ее значение. Влияние интенсивности освещения. Значение тепла и воздуха в жизни растений.

    презентация , добавлен 01.02.2014

    Особенности строения. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2007

    Особенности строения и жизнедеятельности птиц, размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц (гнездование, перелет, миграция). Признаки сходства современных птиц и пресмыкающихся. Экологические группы птиц, их значение в природе и жизни человека.

    реферат , добавлен 03.07.2010

    Методики исследований грибов, водорослей, лишайников, высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Правила сбора растений и животных, сушки растений, умерщвления и фиксирования животных. Практические навыки проведения экскурсий в природе.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2014

    Биология - наука о живой природе. Cпоры растений, споровиков и грибов. Хлорофилл - зелёный пигмент, обусловливающий окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. Сапрофиты - растения, питающиеся мертвыми и гниющими тканями растений или животных.

    презентация , добавлен 25.04.2012

    Роль животных в природе. Одомашнивание или доместикация. Памятники самым известным собакам. Приспособления организмов к условиям среды жизни. Характеристика наземно-воздушной, водной, почвенной сред, их обитатели. Взаимосвязь животных в природе.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Особенности строения листа, его морфология, жилкование, анатомия, старение и листопад. Сравнительный анализ приспособления листьев к различным экологическим условиям. Влияние интенсивности освещения на анатомию листа тенелюбивых и светолюбивых растений.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Общая характеристика и особенности класса Насекомые, предпосылки их распространенности, виды и подвиды. Наличие летательного аппарата как их отличительная черта, методы размножения и особенности внутреннего строения. Сезонные изменения у насекомых.